В геоинформатике появилось новое устойчивое выражение “персональный пространственный граф” — совокупность мест привычного обитания какого-либо человека вкупе с описанием, что связывает его с этими местами. Ранее в биологии такую геометрическую сущность называли “ареалом обитания”.

В настоящее время, как говорилось на конференции Where 2.0, прошедшей в Санта-Кларе, крупные компании — Google, Microsoft, Facebook, Groupon и Yahoo — ведут разработки средств, позволяющих выявлять персональные пространственные графы. Цель подобных работ — в возможности предлагать пользователю рекламу, которая может его заинтересовать. А заинтересовать пользователя может то, что находится рядом с ним.

Задачей каждого персонального пространственного графа является хранение следов пребывания человека в определенных местах с целью прогнозирования перемещения пользователя в будущем. Стратегической целью приложений, использующих подобные графы, является узнать — какие именно места посещал человек, понравилось ли ему там, кто из членов его друзей, родственников, знакомых и контактов в социальных сетях тоже любит эти места. Также желательно знать, чем пользователь занят в настоящий момент и с кем. Для прогнозирования поведения индивидуума используется весь массив накопленной ранее информации. Также можно анализировать персональные пространственные графы других людей с целью поиска наиболее близких ему. Это объясняет, зачем в Apple iPhone нашумевший файл consolidated.db, хранящий данные о перемещении пользователя.

Новое устойчивое выражение вкупе с технологиями использования персонального пространственного графа выглядит страшно с точки зрения личного “прайвеси”, но пока целью является только продать пользователю рекламу, возможно, поводов для опасений не так много. Эксперты напоминают, что не все люди хотят что-то скрывать, многие, напротив, стремятся быть как можно более открытыми. В крайнем случае, всегда можно выключить смартфон и вытереть свой профиль в социальной сети.