12 июля на рекрутинговом портале Superjob.ru опубликован обзор “Итоги первого полугодия 2011 года на рынке труда: анализ и прогнозы”. В нем отмечается, что в I полугодии 2011 г. число вакансий на этом портале выросло на 18%, а количество резюме — на 15%. При этом среднее соотношение предложения и спроса по всей базе данных в этом периоде составило 5,9 резюме на вакансию.

Интересно, что поменялся Топ самых востребованных специалистов: на первое место вновь вышли менеджеры по продажам, потеснив квалифицированных рабочих на вторую строчку: в июне менеджеры по продажам обеспечили 7,3% от всех запросов работодателей, в то время как квалифицированные рабочие 7,1%, а инженеры 6%.

Судя по статистике Superjob.ru, в течение полугодия увеличилось количество работодателей, готовых взять на работу выпускников вузов без опыта работы (66% в июне против 57% в январе). Несмотря на это, желания выпускников не всегда совпадают с предложениями работодателей, что ведет к сложностям в трудоустройстве молодых специалистов.

По мнению аналитиков Superjob.ru, кризис на рынке труда постепенно остается в прошлом: уже второй год подряд на летние каникулы уходят соискатели, в то время как hr-менеджеры продолжают активно подбирать людей на открытые вакансии.

По данным упомянутого отчета, c января по июнь 2011 г. в нашей стране заработные платы росли во всех исследуемых сегментах. Наибольшее повышение заработных плат было зафиксировано в банковском секторе (увеличение на 3,3%) и кадрах (+2,8%). Зарплатные предложения в строительстве и информационных технологиях выросли на 2,2%, в маркетинге и рекламе — на 1,8%.

Сообщается, что 22% работодателей в июне признали, что в ближайшее время планируют провести повышение или индексацию заработной платы, 52% ответили, что повышение заработной платы в ближайшее время не предвидится. Относительно декабря прошлого года ситуация несколько ухудшилась: в декабре повышение заработной платы планировали 32% работодателей. Впрочем, такую динамику нельзя назвать негативной: во многих компаниях индексация заработной платы проводится по итогам года, поэтому в декабре количество компаний, проводящих индексацию, вырастет.

О расходах на обучение персонала в отчете говорится следующее: ”Готовность работодателя вкладывать деньги в развитие работников говорит о заинтересованности компании в профессиональном росте своих сотрудников, о развитии самой компании — ведь это значит, что работодатель ставит новые задачи, для решения которых необходимо расширение профессиональных знаний. В I кв. 2011 г. 33% работодателей не изменили расходы на обучение персонала, 16% — увеличили их, 7% — сократили. 17% работодателей признали, что экономят на обучении, набирая уже обученный персонал, а 14% компаний имеют собственные учебные центры”.