Управление архитектурой предприятия — уже достаточно зрелая дисциплина, а поставщики инструментов подобного рода не один год ранжируются такими ведущими аналитическими агентствами, как Gartner. В то же время, в нашей стране подобные подходы только начинают всерьез рассматриваться крупными предприятиями. Об этом свидетельствует опыт компании РДТЕХ, заключившей в 2006 г. лицензионное соглашение с одним из ведущих поставщиков средств управления архитектурой — немецкой компанией Alfabet. Разумеется, определенную негативную роль сыграл разразившийся финансовый кризис, и первый проект с использованием продукта Alfabet planningIT был реализован в России только в нынешнем году. Он то и оказался в центре внимания участников семинара, организованного компанией РДТЕХ.

Прежде всего, следует сказать, что заказчик в данном случае был совершенно нетипичным для Alfabet, установившей свое ПО у таких гигантов, как DaimlerChrysler, BMW, T-System, Deutsche Telekom и Microsoft. В нашей стране первопроходцем стал Аналитический центр при Правительстве РФ, хотя, как сказал технический директор Alfabet Олег Ковригин, в остальных странах у его компании нет клиентов из госсектора. Тем не менее, среди участников семинара было немало специалистов из телекоммуникационной и банковской отраслей.

Судя по вопросам некоторых участников, четкое представление о предмете, есть далеко не у всех специалистов. Многие полагают, что речь идет об ИТ-архитектуре и о консолидации и обработке информации, собираемой в конфигурационной БД (CMDB) и службе каталогов (LDAP). На самом деле это важная, но далеко не самая главная часть работы. Современное предприятие можно представить в виде двух составляющих: бизнеса и поддерживающих его информационных технологий. Архитектурное описание в Alfabet planningIT представляет собой единую комплексную модель бизнеса и информационных технологий в их взаимосвязи и динамике. Имея такое описание всегда можно узнать, какие приложения или компоненты ИТ-инфраструкутры задействованы в том или ином бизнес-процессе, какие системы будут затронуты в случае миграции на новый релиз СУБД, насколько приобретение определенного типа оборудования будет оптимально не просто для решения одной сегодняшней задачи, но и с точки зрения долгосрочной стратегии развития предприятия.

Основная трудность такого описания состоит в том, что оно требует участия обеих сторон (бизнеса и ИТ) и не поддается полной автоматизации. Его осуществление с нуля — задача трудоемкая и требующая высокой квалификации. Более того, как пояснил заместитель директора Аналитического центра при Правительстве РФ Вячеслав Ерохин, если не заниматься актуализацией архитектурного описания, 80% его устаревает уже через два месяца. Выход специалисты Alfabet видят в том, чтобы такая работа велась не время от времени, а реализовывалась в форме обязательных к исполнению процессов, находящихся под контролем planningIT. Удачную аналогию с инвентаризацией склада провел Олег Ковригин. В прошлом, когда технологии штрих-кодирования и RFID в складском хозяйстве не применялись, периодические инвентаризации требовали огромных усилий и сказывались на эффективности работы этого подразделения. Сегодня, когда детальная регистрация поступления и выдачи товаров автоматизирована и включена в складские бизнес-процессы, в инвентаризации просто нет никакой необходимости. Количество, номенклатура и местоположение изделий точно известны в каждый момент времени. Аналогичным образом, если любое изменение в бизнесе или в ИТ-инфраструктуре будет вестись только под контролем planningIT, архитектурное описание предприятия будет актуальным всегда. Более того, подобные изменения можно будет санкционировать или запрещать в зависимости от того, как они согласуются со стратегией компании и всем портфелем выполняемых ею проектов.

Как рассказал Олег Ковригин, именно так обстоит дело в корпорации Microsoft, где принято решение проводить любые изменения своей ИС, только если понятно, для достижения каких бизнес-целей эти изменения производятся. Контролировать указанное соответствие помогает продукт planningIT. Чтобы представить себе масштаб задачи, напомним, что ИТ-депаратмент Microsoft отвечает за поддержку ИТ-инфраструктуры, содержащей более 10 тыс. серверов и 350 тыс. ПК, расположенных в 108 странах. Ни один ИТ-проект корпорации не получит финансирование, пока его спонсор не выполнит процедуры предусмотренные planningIT. Такой подход позволяет оптимизировать весь портфель проектов, проследить влияние данного конкретного изменения на работу других систем, найти бреши и дублирующие компоненты.

Проект в Аналитическом центре при Правительстве РФ не столь масштабен. Сам центр вырос в свое время из структурного подразделения Госплана СССР, в нем трудится около 200 специалистов, эксплуатируется несколько десятков приложений, собирающих и анализирующих информацию из различных источников. В числе таких источников четыре тысячи консультантов-экспертов, работающих по договорам. С системой planningIT имеют дело 10 специалистов. Результатом работы центра являются информационные продукты для премьера, отраслевых министров и других высших руководителей. Один из таких продуктов — так называемый кокпит, содержащий в удобном представлении всю необходимую информацию по определенному вопросу. Передавая такой продукт заказчику, необходимо четко представлять, на чем основаны отдельные показатели или прогнозы, а для этого требуется полная информационная модель организации (Аналитического центра). В настоящее время пройден первый этап: проведена инвентаризация ИТ-ресурсов и построена модель, связывающая ИС центра с его оргструктурой и предоставляемыми аналитическими сервисами.

Предприятиям какого масштаба необходима автоматизация управления собственной архитектурой? Отвечая на этот вопрос, Вячеслав Ерохин заметил, что по его оценкам, если ИТ-бюджет организации превышает 10 млн. долл. в год, то держать в голове модель управления ею просто невозможно, и требуется инструмент, подобный planningIT.