Произошедшие в нынешнем году на мировом и локальных ИТ-рынках изменения убеждают в том, что облачные вычисления, как бы к ним не относились скептики, — это всерьез. Если раньше ведущие ИТ-вендоры по большей части предлагали заказчикам лишь свою помощь в построении облачной инфраструктуры и сервисов, то теперь они сами трансформируются в облачных сервис-провайдеров. К числу таких вендоров принадлежит и IBM, которая недавно представила в России свои новые облачные сервисы и решения. О том, как развивается ситуация на рынке облачных решений, с руководителем по развитию бизнеса подразделения IBM GTS в России и СНГ Валерием Корниенко и руководителем по развитию бизнеса облачных вычислений IBM в Центральной и Восточной Европе Дмитрием Гавриловым побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

PC Week: Сегодня нет недостатка в данных, которые якобы свидетельствуют о большом интересе компаний разных отраслей к облачным вычислениям, но на конференциях, где обсуждается эта тематика, я отмечаю пассивное отношение к ней участников. Мне просто не везет или вопросов нет, потому что всем уже все ясно?

Дмитрий Гаврилов: Я думаю, что российский рынок на несколько лет отстает в восприятии новых технологий. Западный же настроен на финансовую эффективность, и поэтому там тема облачных вычислений получила больший импульс. Мне кажется, что в ближайшие годы то же самое мы увидим и в России. Кстати, мы не одиноки в своем отставании. Из общения с коллегами из Центральной и Восточной Европы я знаю, что там тоже ситуация развивается с задержкой, но интерес к теме есть. Образно говоря, если сейчас в неком дата-центре «хостятся» четыре заказчика, то с учетом мировой тенденции можно ожидать, что в ближайшие год-два их будет уже шесть или семь.

Валерий Корниенко: На самом деле очень многие российские компании либо экспериментируют с облаками, либо уже запустили их в опытно-промышленную эксплуатацию. Практически все крупные банки виртуализировали свои платформы, так что, несмотря на некоторое общее запаздывание, тенденция проявляется отчетливо. И уже сегодня можно выделить два процесса, связанных с известной дилеммой: строить свой дом или арендовать уже построенный. Первый вариант предполагает еще два шага после виртуализации ИТ-инфраструктуры — автоматизацию сервисов и их предоставление. Довольно много заказчиков близки к реализации этого сценария. Второй вариант — другая ветвь эволюции, для тех, кто не хочет игратьв технологии, а предпочитает думать об экономике: что выгоднее — покупать или арендовать, держать штат или нанимать внешнюю аутсорсинговую компанию и т. д. Многое в выборе определяется задачами, стоящими перед бизнесом. Если компания заинтересована в повышении своей капитализации, она будет покупать и наращивать основные фонды. Компании, заинтересованные в снижении капитальных расходов и переводе их в операционное русло, — это благодарные клиенты для внешнего аутсорсинга, готовые, в том числе, передать те или иные функции внешним облачным провайдерам.

В этом очень четко прослеживается разница между заказчиками. Те, кто думаетэкономическими категориями, уже приняли стратегические решения, касающиеся ИТ.

PC Week: Но минувший кризис всех заставил думать про экономику. С тех пор только и говорят об эффективности. А сейчас высказываются мнения, что и впредь всем придется жить как в условиях кризиса. Тем не менее определились с ИТ далеко не все.

В. К.: Да, после кризиса интерес к экономическим реалиям возрос стремительно, поэтому в России был взрыв запросов на фокусный аутсорсинг. На Западе это — постоянный тренд. В России же (это мы видели в прошлом году и наблюдаем в нынешнем) достаточно большой объем бюджетных средств пошел на так называемую «реорганизацию ИТ», которая влечет за собой те же закупки, инсталляции, внедрения. Многие компании опять получили возможность осваивать статьи капитальных затрат, однако есть и другие стратегии — можно пытаться жить по операционным средствам. С последователями этой стратегии легко говорить о передаче функций внешнему сервис-провайдеру.

PC Week: По данным IDC, в 2010 г. рынок облачных услуг в России достиг 35 млн. долл., а к 2015 г. должен составить более 1,2 млрд. долл. Как вы считаете, условия для такого рывка уже сложились?

Д. Г.: Все будет зависеть от того, как воспримет бизнес угрозу очередного мирового кризиса. Не исключено, что ответом на очередной вызов будет переход бизнеса с инвестиций в аппаратные средства и ПО на вложения в облачную инфраструктуру.

PC Week: Какие настроения, по-вашему, превалируют — ожидание второй волны или спокойствие по этому поводу?

Д. Г.: Трудно сказать. Для меня определенным сигналом служит недавнее сообщение о том, что коммерческие банки существенно увеличили остатки средств на корреспондентских счетах в Центральном Банке (это наиболее высоколиквидный актив). Именно финансовые структуры будут заинтересованы в новых эффективных технологиях. Аккумулируя живые деньги на счетах в ЦБ, они будут вынуждены урезать средства на инвестиционные проекты по внедрению инфраструктурных ИТ-решений. В такой ситуации облачные вычисления, аутсорсинг в том или ином виде, помогут удовлетворить текущие нужды банков и снизить их инвестиционные риски.

PC Week: В публичные облака финансовые структуры не пойдут, а, значит, речь может идти об арендуемых частных облаках, иначе не избежать капитальных расходов. Готовы ли банки к такой модели использования ИТ?

В. К.: Мы приветствуем подход, когда заказчик готов отказаться от капитальных затрат в пользу операционных. Но есть реалии рынка — далеко не все готовы разговаривать на языке OPEX, это касается и российских реалий. В России принято строить собственные системы, полагаясь на их безопасность. Но рынок быстро эволюционирует под воздействием внешних факторов, в том числе — нарастания нормативных требований. Например, рекомендательное письмо ЦБ о запасных дата-центрах для банков, с одной стороны, побуждает банки их строить, но, с другой стороны, заставляет внимательнее отнестись к альтернативным вариантам - запасной ЦОД можно «хостить» и у сервис-провайдера — IBM, например, предоставляет такие услуги.. Если дилемму “инсорсинг VS аутсорсинг” решить в пользу последнего, то начать можно с хостинга частного облака, а затем перейти к тому, что называется частным разделяемым облаком. Это такой «закрытый клуб» для ограниченного числа заказчиков, которым провайдер гарантирует защищенность от внешних вторжений.

Если же банк готов вкладываться в собственную ИТ-инфраструктуру, то строительство собственного частного облака поможет ему использовать выделенные средства более эффективно.

PC Week: Многие компании уже в той или иной мере виртуализировали свою инфраструктуру. Но всякая ли виртуализированная инфраструктура позволяет сделать необходимые шаги для перехода к частному облаку?

В. К.: С точки зрения технологий здесь нет каких-либо ограничений. Зато есть организационные условия. Внутренняя ИТ-служба компании должна быть готова провести стандартизацию своих процессов и ресурсов, «сложить» их в каталог, поддерживать этот каталог, азатем внедрить портал самообслуживания. Если алгоритм такой, то компания находится на пути к частному облаку. Но организационные задачи в действительности оказываются более сложными, чем технологические, поскольку для их решения нужно навести порядок на всем ИТ-ландшафте.

PC Week: Сейчас уже нет никакой проблемы перенести в облако, например, почтовый сервис. А как насчет критически важных бизнес-приложений?

В. К.: Мы решаем и эту задачу. В частности, наше предложение SmartCloud Enterprise+ рассчитано на критичные приложения, что предполагает обеспечение их высокой доступности, регулярное резервное копирование данных, сервисы по тонкой настройке платформы в соответствие с требованиями каждого отдельного заказчика. У IBM также есть сервис Application Management, который помогает эксплуатировать сам функционал приложения. То есть корпоративному заказчику мы можем предоставить не только более надежную и производительную платформу в облаке, но и кастомизированный сервис, настраиваемый под его потребности.

Банк “Связной”, например, не имеет своих дата-центров, но это быстро развивающийся банк. У него нет капитальных расходов, мы для него «хостим» высоконадежное решение, состоящее из двух ЦОД, и предоставляем оборудование как сервис. При этом мы постоянно взаимодействуем с банком и реагируем на его новые запросы, обусловленные развитием бизнеса. Процесс идет, наверное, в разы быстрее по сравнению с тем, как это было бы, если бы банк занимался совершенствованием ИТ-инфраструктуры самостоятельно. И у него нет опасений, что мы чего-то не выполним, что его данные “уплывут” или важные бизнес-приложения окажутся недоступными. Ответственность за все это оговорена в контракте.

PC Week: Предположим, что этот пример постепенно воодушевит и других заказчиков. Как это может отразиться на ИТ-компаниях, которые сегодня представлены на рынке в различных амплуа?

В. К.: ИТ-рынок претерпел уже множество изменений, и каждый раз ИТ-компаниям приходилось как-то трансформироваться. Теперь, если заказчики откажутся от модели капитальных затрат, ИТ-каналу придется научиться осваивать те же деньги, но уже в режиме операционных затрат. Часть из них станет сервис-провайдерами, и мы видим подобную тенденцию на примере таких интеграторов, как КРОК и “Инфосистемы Джет”. Они уже активно трансформируют свой бизнес, развивая новые направления.

Д. Г.: Стратегия IBM предполагает, что канал как был, так и останется. И та же дистрибуция сохранит свою роль. Кто-то ведь должен поставлять аппаратное и программное обеспечение тем, кто будет строить облачные структуры. Другое дело, что акцент в поставках будет еще больше смещаться от базовых компонентов к комплексным решениям. И я не думаю, что в итоге дистрибьютор что-то потеряет. Ему просто придется переориентироваться на новые продукты.

PC Week: Но одно дело поставлять компоненты для тысяч предприятий через обширную сеть дилеров, а другое — обслуживать гораздо менее многочисленную группу сервис-провайдеров, услуги которых при соответствующем развитии каналов связи могут быть доступны на всей территории страны…

Д. Г.: Наверное, тут возможен некий передел рынка и перераспределение партнеров. Да, конкуренция будет довольно жесткой, а победит тот, кто сумеет лучше других адаптировать свой бизнес к меняющемуся рынку.

PC Week: Какие задачи вам предстоит решать в следующем году, который уже не за горами?

Д. Г.: Мы сейчас плотно работаем с разработчиками ПО, чтобы у них была своя модель доставки их решений по модели SaaS, а также с партнерами, которые претендуют на роль строителей облачных инфраструктур как, например, интегратор “Инфосистемы Джет”, один из наших «передовых» партнеров, но мы работаем и с другими, поскольку заинтересованы в том, чтобы они расширяли свою экспертизу в облачных технологиях и предлагали решения, которые готовы для развертывания в облачной модели. Фундамент для этого был заложен в прошлом году, а в нынешнем он еще более укрепился. Думаю, в следующем году мы получим уже реальные бизнес-результаты.

PC Week: Спасибо за беседу.