Отношение к рассказам о зарубежных ИТ-проектах нередко бывает весьма прохладным, если не сказать скептическим. Когда речь идет об одной из развитых стран, то наши специалисты обычно сетуют: “Нам бы их ИТ-бюджеты”. Если страна не очень большая, то кивают на несопоставимость масштабов: “Все население Финляндии вдвое меньше числа жителей одной Москвы”. Есть впрочем, страны, близкие к нам по многим параметрам. Это государства группы БРИК. Думаю, все согласятся, что Индия и Китай не уступают России по масштабам, да и финансирование, как мы сейчас увидим, ведется там весьма экономно.

Индийское государственное почтовое ведомство Department of Posts работает под брендом India Post и имеет одну из самых больших географически распределенных почтовых служб в мире. В ее составе более 155 тыс. почтовых отделений (для сравнения: в России их около 40 тыс.), которые осуществляют доставку корреспонденции (в том числе и экспресс-доставку), а также предоставляет финансовые и банковские услуги. Схожие функции выполняет и Почта России, у которой примерно по 40% дохода приносят почтовые и финансовые услуги.

В числе подобных услуг — сервис электронных платежей ePayment и система быстрой доставки корреспонденции Speed Post, эффективность и качество которых, по мнению руководства India Post, нуждались в существенном повышении. Наряду с увеличением уровня готовности и производительности поддерживающих их информационных систем требовалось оптимизировать затраты на их эксплуатацию и сопровождение.

С помощью ePayment клиенты India Post могут оплачивать счета за телефон, электричество, учебу в школе или университете, страховки, штрафы и т. д. Информация об оплаченных счетах накапливается и раз в день передается с локального сервера почтового отделения в центральную БД в городе Майсуре посредством ПО управления очередями сообщений. На следующий день, прежде чем отправлять деньги организациям — получателям финансовых средств, производится тщательный анализ собранной информации. С его результатами организации-получатели и менеджеры почтового ведомства могут ознакомиться, получив отчет по электронной почте или зайдя на ePayment-сайт India Post.

В рамках своей службы срочной доставки корреспонденции India Post решила реализовать сервис оперативного отслеживания всех этапов этого процесса Speed Net, доступный в онлайне ее собственным сотрудникам и клиентам. Он собирает всю информацию по приему, перемещению и получению посылок и бандеролей. В тот момент, когда клиент сдает корреспонденцию в почтовое отделение, первичная информация о ней фиксируется в локальном клиент-серверном приложении. Делается это по той причине, что связь с удаленными отделениями в Индии не очень стабильна. Впоследствии эта информация передается в дата-центр, расположенный в Майсуре, где функционирует централизованное приложение Speed Net. С этого момента все сведения о корреспонденции становятся доступными на Web-сайте India Post. Введя 13-символьный код отправления, клиент может отслеживать текущий статус прохождения своей посылки. Кроме того, аналогичную информацию он может получать на мобильный телефон, отправив SMS-сообщение на специальный короткий номер.

Сначала в качестве СУБД для обоих указанных сервисов использовалась Oracle 10g, однако по мере их развития, когда потребовались функции интеграции данных и их анализа, генерации отчетности и ряд других, выяснилось, что для их реализации придется приобретать довольно дорогие дополнительные лицензии и опции СУБД Oracle. Приняв во внимание высокую стоимость сопровождения продуктов Oracle, а также затраты на содержание штата администраторов БД по двум СУБД (в India Post широко используется Microsoft SQL Server), India Post решила перевести приложения ePayment и Speed Net на платформу SQL Server.

Мотивируя решение о переходе на Microsoft SQL Server 2008, директор майсурского центра компетенции Department of Post Ка Баласубраманиан пояснил: “По сравнению с Oracle 10g решение Microsoft более эффективно с экономической точки зрения. Оно изначально укомплектовано нужными нам инструментами Business Intelligence, легко внедряется и полностью удовлетворяет поставленным требованиям в отношении высокой доступности, способности генерировать отчетность в режиме самообслуживания и проводить сложные аналитические процедуры”.

Платформа Microsoft содержит все необходимые инструменты для интеграции данных (SQL Server Integration Services), выпуска отчетов (SQL Server Reporting Services) и многомерного OLAP-анализа (SQL Server Analysis Services). Наряду с простыми отчетами на основе тех или иных KPI, сотрудники почтового ведомства могут теперь получать сводки о времени, затраченном на доставку посылок, или числе посылок, не дошедших до адресата. В случае надобности они могут осуществить детализацию любой позиции отчета и принять то или иное управленческое решение.

Как и следовало ожидать, реакция пользователей на внедрение сервисов India Post была крайне благожелательной. Ведь для них вся картина прохождения платежей, а также отправленной или ожидаемой корреспонденции стала совершенно прозрачной и легкодоступной. У руководства India Post были и свои основания для высокой оценки результатов этого проекта. “Наши затраты оказались существенно меньше вследствие более низкой стоимости лицензий SQL Server, а также благодаря наличию множества квалифицированных специалистов, имеющих опыт разработки, развертывания и администрирования приложений, базирующихся на этом продукте. В целом мы смогли, увеличив уровень доступности и производительности приложений, снизить совокупную стоимость владения ими на 63%”, — констатировал Ка Баласубраманиан.

“Управление базами данных — неотъемлемая часть бизнеса любой компании, и нельзя недооценивать роль ИТ в этом направлении. Опыт перехода India Post на последнюю версию SQL Server довольно показателен в этом плане: использование новой версии позволяет учитывать меняющиеся потребности бизнеса, сокращать затраты и делать работу пользователей и клиентов с данными (в случае почты — с информацией об отправлениях) максимально быстрой и удобной. В этом отношении мы уверены, что версия SQL Server 2012, которая сейчас готовится к выходу, станет еще значительным шагом в повышении бизнес-эффективности”, — прокомментировал Вячеслав Архаров, менеджер Microsoft в России по продуктам SQL Server и BizTalk Server.

В целом, глядя на проект India Post с позиции российского наблюдателя, нельзя не отметить искреннее желание индийского почтового ведомства оптимизировать работу, и умение делать это.

СПЕЦПРОЕКТ