Через несколько дней трем российским операторам связи будут выданы лицензии на строительство сетей третьего поколения. Однако вопрос о том, что после их запуска получат абоненты, потратившиеся на новые аппараты с поддержкой 3G, до сей поры остается не ясным. К сожалению, приходится констатировать, что стройной системы информационно-развлекательных сервисов, в полной мере оправдывающих переход на терминалы нового поколения и одновременно способных приносить операторам дополнительные деньги, пока ни у одной компании “большой тройки” не создано.
До настоящего времени к подобным услугам (в том числе к скоростному доступу в Интернет) провайдеры связи относились весьма вяло: индекс инноваций, отражающий долю доходов от предоставления дополнительных сервисов в общем объеме поступлений от абонентов, колебался в лучшем случае на уровне 12—15%, и из крупных операторов только “МегаФон” и “Скай Линк” уделяли данному направлению сколько-нибудь серьезное внимание, очевидно, понимая, что это единственный путь, особенно в Москве, для привлечения наиболее активной и платежеспособной части пользователей.
Как бы то ни было, абонентам, рассчитывающим на расширение спектра новых услуг после строительства 3G-сетей, пока остается с сожалением констатировать немалое количество препятствующих проблем, которые решаются крайне медленно.
Во-первых, это отсутствие простых и ясных инструментов информирования конечных пользователей о предлагаемых сервисах — пока даже просвещенному абоненту сложно разобраться в тарификации уже существующих услуг и понять, как их можно получить наиболее экономным способом.
Во-вторых, не существует адекватной системы автоматического конфигурирования устройств для доступа к разным услугам (многие такие инструменты, к примеру, не поддерживают смартфоны под управлением Windows Mobile или Symbian). Остается открытым вопрос о продаже предварительно настроенных терминалов.
В-третьих, в сетях не хватает новостных ресурсов, сайтов удаленного хостинга (хранение контактов, видеофайлов, документов, фотографий), а также коллективных пользовательских игр. Не секрет, что благодаря скоростному доступу в 3G мощный толчок к развитию может быть дан и такой услуге, как мобильный блоггинг (moblogging) — то есть ведение собственных интернет-дневников с помощью мобильных устройств. В такой ситуации операторам, казалось бы, пора заняться разработкой действительно интересных тематических ресурсов для мобильных пользователей, а не усиливать команды разработчиков WAP-ресурсов (к слову, тарифы на WAP-услуги примерно в 10 раз выше, чем на GPRS).
Еще одна важная, на мой взгляд, проблема, которая серьезно повлияет на рост индекса инноваций операторов сети 3G, — это способ предоставления контента, имеющего отношение к персонализации устройств (графические картинки для фоновых заставок на дисплеях мобильных телефонов, мелодии звонков и т. д.). Здесь самое главное для операторов — выстроить адекватную систему взаимодействия с контент-производителями. К сожалению, на российском рынке ни у одного провайдера мобильных услуг пока нет автоматизированной платформы контент-агрегатора (как, к примеру, в Японии, где их несколько десятков тысяч), с помощью которой множество небольших производителей одного, двух, пяти интересных сервисов (это могут быть утилиты для синхронизации данных телефона и ПК, музыкальные сервисы, прикладные программы для деловых людей и т. д.) могли бы их предложить абонентам мобильных сетей в автоматическом режиме. Сейчас операторы по разным причинам не работают с такими компаниями — отчасти из-за того, что рассчитывают обойтись услугами лишь крупных поставщиков, отчасти из-за высоких операционных издержек подобного сотрудничества (выставление счетов, заключение договоров и т. д.). Между тем классическая схема взаимодействия, при которой контент-провайдеры буквально заставляют небольших производителей контента работать только через свои системы, забирая при этом вместе с оператором до 90% доходов от его продажи, является порочной для развития рынка информационно-развлекательных услуг.
Так что проблем хватает. Вопрос в том, как скоро найдутся решения.