ИТ уже давно используются в муниципальных структурах российских городов, но до последнего времени в основном на офисном уровне — организация документооборота, автоматизация бухгалтерии, ИТ-поддержка других офисных процессов муниципальных учреждений. Тем не менее с некоторых пор на этом рынке начали происходить серьезные и видимые изменения. Стали широко внедряться системы видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности городских дворов и профилактики правонарушений. Появляются новшества и в сфере медицинского обслуживания — запись на прием к врачу через Интернет и с помощью специальных терминалов, устанавливаемых в поликлиниках. Есть успешные проекты и в области жилищно-коммунального обслуживания — так, в Москве реализуется программа по мониторингу расхода горячей воды и энергоресурсов посредством телематических сервисов, благодаря которым можно собирать данные в единый центр, анализировать и контролировать их. На дорогах устанавливаются видеокамеры, позволяющие в автоматическом режиме фиксировать нарушения ПДД и затем выставлять нарушителям штрафные санкции.

Недостатков у подобных проектов пока еще много — это и недостаточный охват, снижающий эффект внедрения, и организационная неразбериха, когда возможности, реализованные на техническом уровне, фактически не используются (как в случае с видеонаблюдением на дорогах). Но, пожалуй, один из основных пороков этих решений — их разрозненность, то, что пока они не интегрированы в единое целое с точки зрения взаимообмена информацией и возможности оперативного ее использования для организации эффективного управления городом. Ведь и система медицинского обслуживания, и сфера ЖКХ, и правоохранительная структура, и транспорт — все это части единого целого — города. Последние достижения в развитии ИТ делают эту задачу не только достижимой, но и фактически ставят ее на повестку дня.

Качественный скачок в развитии ИТ сделал реальной организацию жизни города как единого организма, управляемого из мозгового центра, чутко реагирующего на любые затруднения, возникающие в процессе функционирования городского хозяйства. Как показывает западная практика (а таковая уже есть), новая система управления городом, построенная на современных достижениях ИТ, позволяет не только быстро ликвидировать последствия разнообразных инцидентов, но и прогнозировать возможность их возникновения и даже предотвращать.

Эксперты предпочитают различные термины для обозначения проектов подобного уровня и класса — “разумный город”, “умный город”, “цифровой город”. При всем разнообразии терминов, суть подобных проектов одна, и она понятна всем: качественное усиление интеллектуальную составляющей в сфере управления на основе современных ИТ, позволяющих организовать эффективный обмен информацией между городскими подсистемами; анализ разнообразной и объемной информации, увеличивающий вероятность принятия грамотных и своевременных управленческих решений по разрешению проблемных ситуаций, а также их предотвращению.

Нужны ли муниципалам интеллектуальные решения

В российских регионах, которые по внедрению ряда новшеств уже не в первый раз оказываются впереди столицы, уже реализуются программы класса “разумный город”. В качестве примера здесь можно привести Пермь, Казань, Красноярск, Тюмень. Впрочем, в Москве, как известно, тоже стартовала программа “Информационный город (2012 — 2016 годы)”. Все это сулит ИТ-компаниям большие возможности в плане развития бизнеса, но вместе с тем возрастает и конкуренция, ощущается и некоторое сопротивление информатизации со стороны чиновников, особенно “старой гвардии”. Для начала мы попросили экспертов оценить сегодняшнюю ситуацию на отечественном рынке интеллектуальных решений для городов в целом — позитивная, негативная, обнадеживающая.

Андрей Селянин, первый заместитель генерального директора компании “Прогноз”, оценивает ситуацию с внедрением программных продуктов, повышающих разумность и комфортность городской среды, как “несомненно позитивную”. По его мнению, необходимость подобных внедрений сегодня уже не вызывает сомнений у муниципальных органов власти. “Раскрытие информации, предоставление гражданам средств контроля за использованием муниципальных бюджетов, развитие инфраструктуры города — все это первоочередные задачи городской власти, приоритетность которых доказал и российский, и мировой опыт, — сказал г-н Селянин. — Непонимание важности процессов информатизации со стороны чиновников действительно имело место и особенно остро наблюдалось несколько лет назад. Но сегодня оно сменилось осознанием необходимости таких шагов, в первую очередь на уровне руководящих лиц высшего ранга, принимающих конкретные решения по использованию информационных технологий в управлении городом”.

Солидарен с коллегой Андрей Галицкий, руководитель направления “Разумные Города” в “IBM в России и СНГ”, который считает ситуацию “обнадеживающей”. Российские города готовы к преобразованиям, констатирует эксперт, у городских властей есть понимание того, что технологии класса “разумный город” смогут вдохнуть новую жизнь в российские города, сделать их действительно комфортными для жителей. Компания IBM, со своей стороны, проводит большой объем работы: ее эксперты встречаются с представителями властей российских городов на разных уровнях, делятся накопленным опытом. Кроме того, совсем недавно, в апреле текущего года, IBM и МГТУ им. Н. Э. Баумана объявили об открытии первого в России и СНГ научно-образовательного центра (НОЦ) “Разумный город”, основной задачей которого будет проведение исследований и разработок на базе технологий “Разумного города”, таких как интеллектуальный операционный центр (IOC), распознавание видео- и аудиообразов, облачные вычисления и аналитическое программное обеспечение. “В целом по Азиатско-Тихоокеанскому региону, по данным исследовательской фирмы Pike Research, к 2020 г. годовой доход на этом региональном рынке технологий для разумных городов будет составлять 5,5 млрд. долл. в год”, — приводит цифры Андрей Галицкий.

Виктор Гриднев, руководитель Центра компетенций информатизации госуправления компании “АйТи”, оценивает положение с информатизацией городов как ситуацию “начала пути”. Если теме построения электронного правительства и информационного общества на федеральном и региональном уровнях последние три-четыре года уделяется много внимания, отмечает эксперт, то тема “цифровых городов” только начинает звучать.

Ольга Петрова, директор по маркетингу группы компаний ISBC, отметив техническую готовность городских властей к информатизации и обозначив тенденцию развития ситуации на данном рынке в целом как позитивную, подчеркнула, что основанное на стереотипах негативное отношение чиновников к информатизации их деятельности — все-таки существенная проблема, с которой придется сталкиваться всем проектам подобного класса.

Об основных “разумных” ИТ-решениях и правильном подходе к их внедрению

Очевидно, что эффективное управление таким масштабным и сложным объектом, как город, — задача многоплановая, включающая множество подзадач и требующая использования широкого набора ИТ-решений. И с этой позиции вполне объяснимо, почему Артем Соколов, директор департамента “Инжиниринговый центр” компании “Техносерв”, не стал выделять доминирующие ИТ-решения, апеллируя в первую очередь к сложности и уникальности каждого проекта такого уровня. “Любая из городских структур работает с широким перечнем разнородных прикладных систем, поэтому сложно определить доминирующий класс ИТ-решений, — сказал он. — И в большинстве случаев для каждого конкретного города будет предлагаться уникальное интеграционное решение, объединяющее в себе несколько различных классов ИТ-систем”.

Но экспертами были представлены и другие точки зрения. Андрей Селянин ключевыми ИТ-решениями в части управления городом считает “механизмы оперативного сбора информации, сервисы межведомственного обмена информацией, а также инструменты моделирования и прогнозирования ключевых показателей развития города в зависимости от управляющих решений муниципалитета”. Еще более конкретен Андрей Галицкий, назвавший в качестве основы эффективного управления городом портальное решение Intelligent Operations Center (IOC) разработки IBM. В числе задач, решение которых обеспечивает IOC, отметил представитель IBM, — “эффективный обмен информацией, организация слаженных действий городских служб, значительное смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, снижение затрат на поддержку и ремонт инфраструктур, контроль за критически важными службами и ресурсами с целью минимизации риска для жизни горожан, организация автоматического реагирования на различные ситуации”. Ввиду того, что у IBM накоплен значительный опыт внедрения проектов такого класса (более 2 тыс. проектов по всему миру), утверждения Андрея Галицкого не выглядят декларативно-маркетинговыми. И хотя далеко не все реализованные проекты носят всеобъемлющий, комплексный характер, но реализация разумности и эффективности управленческих решений даже на уровне отдельных городских сфер (транспорт, охрана безопасности, ЖКХ) — задача, как минимум, непростая.

Сложностью подобного рода проектов диктуется и важность правильного — комплексного, поэтапного — подхода к созданию умных городов. Одна из основ эффективного управления городом, как отмечают практически все эксперты, — полная, актуальная и достоверная информация о состоянии каждой из городских подсистем. С целью решения данной задачи, рассказывает Андрей Галицкий, IBM разработала специальную концепцию “трех i”: instrumented (оснащение городской инфраструктуры датчиками, видеокамерами и прочими мониторинговыми инструментами), interconnected (консолидация всей информации, в идеале — в условном центре принятия решений) и intelligent (использование наиболее современных алгоритмов принятия решений, механизмов обработки информации и пр.). Систему управления городским хозяйством, достигнувшую данного, базового, уровня, в дальнейшем можно “совершенствовать бесконечно”, уверен эксперт. Отсутствие системного подхода является большой ошибкой и с экономической точки зрения, подчеркнул представитель IBM. Когда средства расходуются на развитие отдельных разрозненных систем, а затем в момент их интеграции приходится переделывать все, что было выстроено ранее, — это ведет к увеличению и временных, и чисто экономических издержек.

Согласен с коллегой из IBM в оценке важности получения полной и актуальной информации, а также реализации проектов на базе комплексного, поэтапного подхода и Андрей Селянин. “Нельзя использовать средства прогнозирования развития ситуации в городе, не отладив до этого механизмы оперативного сбора информации. — говорит он. — На мой взгляд, последовательность этапов в процессе создания “умного города” может варьироваться, но ключевой алгоритм должен быть следующим: сбор оперативной информации — раскрытие информации гражданам — анализ оперативной информации — прогнозирование развития города в зависимости от комплекса управляющих решений — прогнозирование ресурсов, необходимых для оптимального развития города в интересах его жителей”.

Ольга Петрова — сторонница подхода к реализации таких проектов с учетом мирового опыта. Один из обязательных этапов, по ее мнению, — “анализ существующих городских ИС во всем мире и их унификация”, чтобы “каждый российский город мог выбирать проекты, необходимые ему и применимые на его территории”, затем — разработка совместимых решений по дальнейшей информатизации, подготовка методических и административных регламентов реализации решений “умного города”, обязательное обучение чиновников и всех участников проектов с последующим широким освещением новых решений в СМИ с акцентом на социальный эффект и удобство для граждан.

Только после комплексного анализа каждого конкретного города можно точно определить необходимую последовательность действий при реализации проекта, считает Артем Соколов. “При этом не стоит внедрять все и сразу, — говорит эксперт. — Нужно учитывать, что все системы требуют интеграции между собой, и их “соединение” лучше всего делать поэтапно, шаг за шагом”.

Правильный подход к реализации проектов класса “разумный город” предполагает и решение целого ряда проблем на предварительном этапе проекта. Так, по опыту Андрея Галицкого, именно на предварительном этапе должна быть решена проблема организационной и психологической разрозненности городских служб, что особенно актуально для нашей страны. “В России, например, такие ведомства, как МЧС, МВД, органы управления здравоохранением, представляют собой относительно замкнутые системы, — вынужден констатировать эксперт. — Делиться информацией оказывается не так-то просто как из-за психологических барьеров, так и ввиду административно-правовых ограничений. Однако задача — объединить множество учреждений в консолидирующий центр — должна быть поставлена в самом начале”. Также эксперт подчеркивает важность предельно ясного понимания, кто выступит в роли заказчика централизованной системы, потому что администрация города “зачастую не владеет нормативным обеспечением, чтобы взять инициативу в свои руки”.

При реализации проекта класса “разумный город” в Рио-де-Жанейро, привел пример Андрей Галицкий, вопрос был решен новаторски: мэр города ввел новую должность — глава операционного офиса (chief operating officer), в ведение которого была отдана функция управления системой, обеспечения ее операционной эффективности (за исключением финансовых вопросов).

Эксперты единодушно отметили важность выработки на предварительном этапе единого видения “объекта автоматизации”, то есть города, (причем видения не только его настоящего положения, но и перспектив развития), а также важность проработки методологии реализации проекта с учетом и международного опыта, и российской специфики. Очевидно, выработка единого видения — это и есть самая сложная задача, в решении которой в российских условиях очень легко погрязнуть, тут недолго даже и потопить проект. “Единое видение” — понятие в известном смысле абстрактное, а в российском массовом сознании “абстрактное” — синоним бесполезного, пустого, бессмысленного. С большой долей вероятности можно предположить, что даже на уровне руководства объяснить большинству российских чиновников практическую пользу от выработки подобных “абстракций” будет не так-то просто. Кроме того, российская привычка что-то делать, не просчитав предварительно возможный результат, — тоже играет против взвешенного подхода. Подобная проблема не есть, конечно же, нечто специфически свойственное именно проектам класса “разумный город”, но цена концептуальных и методологических ошибок в случае таких масштабных проектов возрастает тысячекратно. В любом случае, важность концептуальной, методологической проработки проектов трудно переоценить, и вряд ли целесообразно пытаться ускорить реализацию проектов за счет минимизации данного этапа.

Об архитектуре замков на песке

Что касается ИТ-архитектуры “разумного города”, то, конечно, универсального решения для таких сложных проектов не существует. Вместе с тем некие основные “архитектурные” черты мы попытались у наших экспертов уточнить.

По мнению Виктора Гриднева, ИТ-архитектура цифровых городов, как минимум, должна быть модульной (“много различных, заменяемых систем”), базироваться на единой технологической инфраструктуре и инфраструктуре данных по основным объектам учета. Важным аспектом является и возможность интеграции городских ИТ-систем с информационными системами регионального и федерального уровней. “Вопросы интеграции в больших системах можно решить только за счет введения понятной и гибкой архитектуры, системы стандартов и системы НСИ. — подчеркивает представитель компании “АйТи”. — На данный момент к вопросу стандартизации у нас даже не приступали не только на уровне городов, но и на федеральном уровне. Задача сложная, интеллектуальноемкая, решать ее придется долго и кропотливо. В противном случае создавать сложные проекты, будь то “электронный регион” или “цифровой город”, без системы стандартов − это то же самое, что возводить замок на песке”.

По оценке Артема Соколова архитектура должна предусматривать возможность осуществления мониторинга и передачи информации в единый центр управления, в который стекается наиболее важная и критичная для управления городом информация, а технологическим ядром единой информационной системы города должна являться интеграционная шина. Андрей Селянин считает основой единой информационной системы разумного города хранилище данных, а также механизмы, обеспечивающие единство данных и справочников для всех органов исполнительной власти.

Касательно вариантов использования одного из базовых элементов ИТ-архитектуры “разумного города” — дата-центра — мнение было единодушным и вполне предсказуемым: таковых вариантов два — собственный дата-центр или дата-центр как сервис; последнее более подходит для небольших городов или крупных проектов, для которых желательно снижение расходов на этапе внедрения. Ольга Петрова конкретизировала данный подход к российским реалиям: в областном городе целесообразнее иметь собственный дата-центр, который предоставляет услуги по хранению информации районным городам своего подчинения. “Во Владимирской области на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга расположено множество городов с богатым культурным наследием. Во всем мире такие города — туристические объекты являются полигонами для внедрения новейших ИС, — поясняет на этом примере представитель ГК ISBC. — Но для маленького Суздаля собственный дата-центр будет более чем неактуален, а вот организация процессингового центра в самом Владимире будет логичным шагом”.

Артем Соколов для таких масштабных и долгосрочных проектов явно отдает предпочтение варианту собственного дата-центра, потому что “"умный город” — это информационная система, которая никуда не исчезнет, а будет только разрастаться по мере развития города, и в обозримом будущем расходы на аренду сравняются со стоимостью строительства своего дата-центра”. Также при аренде необходимо отдельно учитывать вопросы, связанные с обеспечением резервирования и отказоустойчивости оборудования и информационной безопасностью, поясняет свою позицию специалист. “Собственный дата-центр, как минимум, позволяет обеспечить большую безопасность ИТ-инфраструктуры города и сохраняет в максимальной степени ИТ-инициативу за управлением информатизации города”, — поддерживает коллегу Виктор Гриднев. А вот Андрей Селянин, констатирует, что наличие собственного дата-центра сегодня не является обязательным условием развития технологий “разумного города”, а использование облачных решений позволяет чиновникам отказаться от собственной инфраструктуры и использовать современные дата-центры национальных операторов. Попутно он подчеркнул, что “лидером в предоставлении таких услуг является Ростелеком, выступающий исполнителем крупнейших федеральных программ по созданию электронного правительства”.

Умные решения для медицины

Очереди в регистратуру, в кабинеты к специалистам, халатное отношение врачей к пациентам, частая путаница с медицинскими картами — все эти малоприятные явления пока еще, увы, свойственны российской медицине, хотя последнее время и предпринимаются серьезные попытки внедрения ИТ-решений и в эту сферу. Между тем в развитых странах уже широко используются в целях повышения эффективности и безопасности медицины самые разные достижения ИТ, в частности — RFID-метки, смарт-карты. Какова ситуация в части применения ИТ в медицине у нас? Какой можно дать прогноз? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.

Артем Соколов констатирует, что в России направление ИТ в медицине находится “в начале своего пути развития”. Необходимы “системы, позволяющие лечебным учреждениям аккумулировать информацию о пациентах и обмениваться ею, электронные карточки пациентов, системы прогнозирования развития заболеваний”, подчеркивает эксперт. Только после появления таких систем можно будет планировать дальнейшее развитие ИТ в медицине, отмечает он. В числе перспективных технологий г-н Соколов называет BI-cистемы — в частности, для разработки новых способов лечения, требующих проведения широкомасштабных исследований.

“Способность BI-cистем выявлять неочевидные связи между событиями, делать предположения и прогнозы позволит проанализировать результаты лечения тысяч человек и выявить наиболее эффективные способы лечения и профилактики заболеваний”, — говорит представитель компании “Техносерв”. Что касается технологии радиометок и смарт-карт, в России ситуация с их применением неоднозначная, признает специалист. Внедрение подобных технологий должно производиться массово, в рамках даже не города — страны, считает он, и при условии, что информатизация медицинской сферы достигла определенного уровня (в частности, для успешного функционирования RFID-меток необходимо иметь общие базы данных пациентов с актуальной информацией и возможность обращения к этой базе из любой больницы или ЛПУ). “В ближайшее время, на мой взгляд, наиболее перспективным применением RFID в медицине, будет использование этих меток в маркировке инструментов, донорского материала и историй болезни пациентов в больницах для упрощения поиска, — прогнозирует эксперт. — Невозможность подделки метки позволяет использовать ее в фармацевтике для защиты от фальсификации и для контроля препаратов строгого учета. А вживляемые под кожу или носимые в виде браслета чипы позволят хранить анамнез заболеваний, информацию об аллергических реакциях и т. д.”.

Ольга Петрова дает позитивный прогноз роста применения RFID-технологий в российской медицине. Более того, коммерческие клиники, по ее данным, работают с RFID-метками “уже довольно активно”. Эксперт особенно отметила в этом контексте государственный проект ЕМИАС, который предполагает значительное развитие RFID-технологий в государственных учреждениях здравоохранения.

Как ни привыкли мы к чудесам, являемым ИТ, комментарий Андрея Галицкого все-таки выглядит несколько фантастическим. Эксперт рассказал об очередной новации IBM с символическим названием Watson, разработанной командой ученых, которые “поставили перед собой задачу по созданию компьютера, способного конкурировать с человеком в быстрых и точных ответах на вопросы, сформулированные на естественном человеческом языке”. Система Watson, как рассказал г-н Галицкий, способна анализировать смысловые значения и контекст человеческого языка, быстро обрабатывать большие объемы информации, находя и предлагая варианты ответов на вопросы, связанные, в частности, с конкретными клиническими случаями больных. Watson способна собирать воедино всю информацию, связанную с медицинским обслуживанием пациента, — симптомы, результаты анализов и диагностических исследований, опросы пациента и многое другое. Затем компьютер “рассматривает” схожие клинические случаи и состояния, изучает соответствующую медицинскую литературу и лучшие клинические практики, чтобы уточнить диагноз и найти наилучший курс лечения. Предполагается, что новая разработка будет помогать медицинским специалистам в установлении правильного диагноза и выборе эффективных методов лечения пациентов.

Умные решения для правоохранительных органов

Правоохранительная сфера последние десятилетия стала хронически болезненной. Формально в России действует правительственная программа “Безопасный город”, но пока в большинстве случаев безопасность ограничивается видеонаблюдением. Между тем, как отмечает Артем Соколов, важнейшей тенденцией в развитии современных систем обеспечения безопасности является переход от классических систем мониторинга, осуществляющих лишь фиксацию правонарушений, к интеллектуальным системам контроля, обеспечивающим автоматизированное выявление внештатных ситуаций и формирование соответствующего информационного сообщения оператору ситуационного центра. Наибольшие успехи в этом направлении, подчеркивает эксперт, достигнуты на рынке систем интеллектуального видеонаблюдения, уже сейчас позволяющих автоматически идентифицировать личности в потоке людей и проводить общую оценку оперативной обстановки на объекте. Такие системы дают правоохранительным органам возможность отойти от практики тотальной проверки граждан и сфокусироваться только на потенциально опасных ситуациях, требующих оперативного вмешательства. “Существуют и другие системы, которые могли бы применяться для обеспечения безопасности, — дополняет общую картину Артем Соколов. — Например, в некоторых регионах уже активно используются системы автоматической фиксации нарушений ПДД, и нарушители получают письма с предложением оплатить штраф. Систему управления нарядами можно применять для оперативного получения информации о патрульных машинах, ближайших к месту происшествия, а при интеграции с транспортной системой она поможет построить наиболее оптимальный маршрут с учетом транспортной обстановки в городе. Также можно обеспечить связь “гражданин — полиция”, разместив в различных частях города автоматы с тревожной кнопкой, которые позволят быстро связаться с полицией”.

Андрей Галицкий подчеркнул, что современные ИТ-решения на практике дают возможность обеспечивать анализ криминогенной обстановки, повышение общественной безопасности и контроль инфраструктуры объектов повышенной опасности, чему доказательство — опыт IBM. Например, в Мемфисе, Нью-Йорке, Эдмонтоне были реализованы проекты, в рамках которых средства анализа данных, беспроводной передачи данных и видеонаблюдения используются в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, повышения уровня правопорядка.

Вместо заключения

Как бы ни были совершенны и разумны поддерживающие деятельность городских структур ИТ-продукты, собственно “разум” привносится теми, кто их использует. Ведь самую умную рекомендацию можно пропустить мимо ушей или даже использовать во вред, а самую примитивную информацию — на пользу. И в этом смысле, наверное, сложно переоценить разнообразные программы обучения, ИТ-ликбеза как для чиновников, так и для населения.