Последнее исследование IBM 2012 Global CEO Study показало, что руководители компаний меняют подход к управлению под воздействием современной культуры взаимных связей и сетевых структур. В опросе приняло участие свыше 1700 генеральных директоров (CEO) организаций, представляющих 18 отраслей из 64 стран мира.

Согласно результатам исследования, наиболее конкурентоспособные компании в качестве одного ключевых факторов, влияющих на экономический успех организации, на 30% чаще называют открытость, которая характеризуется более широким использованием социальных медиа как основной движущей силы сотрудничества и инноваций. Предполагается, что в будущем для установления более тесных связей с клиентами, партнерами и сотрудниками CEO будут всё меньше использовать телефон и электронную почту в качестве основных средств общения, постепенно переходя к использованию социальных сетей. В настоящее время лишь 16% опрошенных руководителей используют платформы социального бизнеса для связи с заказчиками, но по прогнозам этот показатель достигнет 57% в течение ближайших трех-пяти лет.

В исследовании говорится, что данная тенденция влечет серьезные последствия не только для самих CEO, но и для их компаний, менеджеров и рядовых сотрудников, а также для университетов, бизнес-школ и поставщиков ИТ-решений. Многие руководители считают технологии мощным инструментом преобразования организационных структур, а свыше половины опрошенных CEO (53%) планируют использовать ИТ для расширения партнерства и взаимодействия с внешними организациями. При этом 52% респондентов уже стали уделять больше внимания развитию сотрудничества внутри своей организации.

Однако повышение степени открытости не обходится без рисков, отмечается в исследовании. Чтобы организации могли безопасно функционировать в среде Интернета, сотрудники должны руководствоваться ценностями и миссией компании в своей деятельности, а организации, со своей стороны, должны предоставить сотрудникам набор руководящих принципов для принятия решений.

Ключевыми факторами успеха сотрудников в условиях более сложной и взаимосвязанной бизнес-среды CEO назвали такие социальные навыки, как умение взаимодействовать (75% респондентов), общаться (67%), проявлять творческий подход (61%) и гибкость (61%).

Для подготовки качественно новых кадров необходимо нанимать сотрудников, которые лучше других проявляют себя в открытой, командной работе. В то же время руководители должны создавать и поддерживать методики работы, помогающие сотрудникам развиваться. К таким инициативам можно отнести создание нестандартных рабочих групп, обучение на основе опыта, а также поощрение использования богатых ценной информацией корпоративных сетей.

В исследовании также подчеркивается, что тенденция к расширению сотрудничества распространяется и на отношения с партнерами. Партнерство сейчас переживает пик своего развития. Так, в 2008 г. лишь немногим более половины опрошенных CEO планировали расширять партнерские отношения, тогда как сегодня уже свыше двух третей респондентов намерены придерживаться стратегии активного партнерства.

В дополнение к этому исследование IBM показало, что большинство опрошенных руководителей (71%) считает ИТ главным (и более важным, чем экономические сдвиги и колебания рыночной конъюнктуры) фактором, который будет оказывать влияние на их бизнес в ближайшие три года.

В отношении всех аспектов деятельности своих организаций — от текущих операций и управления финансами до конкурентной борьбы — CEO в наибольшей степени сконцентрированы на достижении более глубокого понимания нужд своих потребителей. В частности, 70% опрошенных руководителей активно инвестируют в способность обрабатывать данные для получения значимой информации о потребителях.

И наконец, в исследовании отмечается, что сегодня CEO осознают необходимость применения более сложных средств бизнес-аналитики для интеллектуальной обработки данных, которые отслеживаются в Интернете, на сайтах социальных медиа или поступают на мобильные телефоны. Умение получать ценные знания из всех имеющихся данных напрямую влияет на производительность организации. Так, компании-лидеры вдвое опережают менее успешные организации в способности обрабатывать информацию для получения значимых выводов, а также на 84% превосходят конкурентов в умении использовать полученные знания на деле.