Сегодня инструменты социальных сетей и сервисы определения местонахождения являются движущими силами мощной всесокрушающей революции в бизнесе, вызванной краудсорсингом.

Хотя краудсорсинг не является чем-то новым (Википедия даже выстроила на нем весь свой бизнес), он постепенно становится доминирующим. По данным консалтинговой фирмы McKinsey & Co., такие организации, как 3M, голландская страховая компания AEGON, всемирный провайдер ИТ-сервисов HCL Technologies, производитель ПО Red Hat и подрядчик министерства обороны США Rite-Solutions, — все они обратились к краудсорсингу для решения важнейших проблем бизнеса.

Консультанты из McKinsey Арне Гаст и Мишель Занини считают, что краудсорсинг способен резко повысить целенаправленность организации и качество ее стратегии “за счет выявления разрозненных частных будущих возможностей, которые обычно упускают из виду”. Одновременно такой подход помогает вызвать “энтузиазм и обеспечить концентрацию общих усилий на направлении стратегического развития компании. А это важнейший компонент сохранения здоровья организации на длительный срок, эффективного выполнения ею своих задач и достижения высоких финансовых показателей”.

Весь краудсорсинг вращается, в сущности, вокруг больших групп людей или сообщества, которые решают задачи, традиционно возлагавшиеся на специалистов или узкий круг экспертов. Данный термин ввел в 2006 г. Джефф Хау, автор книги “Краудсорсинг: Почему толпа определяет будущее бизнеса” (Jeff Howe. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business, издательство Random House). Он считал данную технологию способом привлечения большого числа людей к решению крупных задач с использованием ранее ускользавших от внимания знаний и опыта. При этом могут применяться разнообразные инструменты, включая вики, SMS-сообщения, платформы коллективной работы, средства организации голосования и др.

Сегодня инструменты социальных сетей и сервисы определения местонахождения (многие из них основаны на мобильной технологии) являются движущими силами мощной всесокрушающей революции в бизнесе, вызванной краудсорсингом. Например, Red Hat использует вики для генерации идей, их организации и управления ими. Идеи могут касаться как отдельных проблем, так и компании в целом. Инициативные руководители постоянно получают импульсы от сотрудников и поддерживают обратную связь с помощью общих собраний, Интернет-чатов и регулярных записей в блогах. Такой подход изменил порядок стратегического планирования в Red Hat, утверждает McKinsey.

В HCL Technologies краудсорсинг стал фундаментом стратегического планирования бизнеса. Свыше 8 тыс. сотрудников знакомятся с внутренними бизнес-планами, что обеспечивает “полную прозрачность всех подразделений и перекрестное обсуждение”, отмечают авторы. Побочным эффектом стали более честные оценки и более полный анализ бизнеса в целом. Это помогло перейти от простой поддержки приложений к сервисам, больше ориентированным на стратегические цели.

Подобные компании — не исключение. Когда в McKinsey изучили данные о более чем 600 организациях за последние десять лет, то обнаружили, что даже в самых благополучных из них примерно 25% сотрудников не знают, каково стратегическое направление развития компании. В тех же, которым в McKinsey выставили низкие оценки за уровень благополучия, этот показатель возрастает почти до 60%.

При этом “спаянность коллектива дает значительный эффект. У компаний, получивших высший квартиль за единство, обеспеченное на основе общего направления развития, вдвое выше вероятность того, что финансовые результаты окажутся выше среднего уровня”, — подчеркивают Гаст и Занини.

Хотя краудсорсинг находится на начальном этапе развития (организации все еще изучают его и ищут способы его использования в рамках предприятия), эта концепция явно созрела для широкого применения. Питер Ли, бывший руководитель американского управления перспективных исследовательских программ в области обороны (DARPA) считает, что краудсорсинг меняет подход правительства, корпораций и прочих организаций к решению сложных проблем. Он полностью переворачивает представления о том, как должны разрабатываться продукты, решаться проблемы и приниматься решения.