Более половины опрошенных компанией Capgemini руководителей полагают, что в следующем году в их организациях будет уделяться больше внимания управлению бизнес-процессами. Социальные медиа, управление взаимоотношениями с клиентами и облачные технологии — вот основные стимулы для того, чтобы начать использовать BPM-системы.

За последние десять лет управление бизнес-процессами стало применяться в повседневных корпоративных задачах. Это эффективный и проверенный инструмент, с помощью которого можно добиваться повышения производительности и качества работы сотрудников, а также улучшения связи с клиентами. Но статус управления бизнес-процессами изменяется, говорится в подготовленном Capgemini отчете Global Business Process Management.

Эта консалтинговая фирма опросила тысячу с лишним высокопоставленных бизнес- и ИТ-руководителей и обнаружила, что свыше половины респондентов полагают, что управление бизнес-процессами будет играть весьма заметную роль в их организациях в следующем году. Более чем две трети респондентов указали на то, что их бизнес-процессы либо управляются, либо оптимизированы с применением систем BPM.

“Многие компании считают, что серьезный рост стал возможен благодаря внедрению BPM-систем”, — утвержает Николас Китсон, глава подразделения по управлению бизнес-процессами Capgemini. Он также добавил, что даже в тех компаниях, которые не хотят или не могут оценить окупаемость инвестиций (ROI), руководство отмечает положительный эффект. “Организации все чаще стали понимать то, что внедрение систем управления бизнес-процессами приводит к повышению отдачи от сотрудников и сокращению числа ошибок и проблем”, — заявил он.

Большинство (82%) респондентов указало на то, что управление бизнес-процессами должно рассматриваться как задача уровня С, и 68% заявили, что это важный элемент повестки дня административного уровня. Свыше половины руководителей полагают, что в их организациях будет уделяться больше внимания управлению бизнес-процессами в следующем году, при этом 68% отметили, что в случае сохранения негативного экономического фона они займутся наращиванием инвестиций в BPM.

BPM-системы сегодня наиболее востребованы в банковском секторе, в организациях, занимающихся страхованием, в управлении частными капиталовложениями. Недавнее усиление регулирования в этих областях, в частности появление директивы Евросоюза “O рынках финансовых инструментов” и свода правил Basel III (опубликован Базельским комитетом по наблюдению за банками), говорит о том, что соблюдение норм стоит на первом месте. В действительности 78% респондентов сектора финансовых услуг определили соблюдение нормативных требований как основной стимул для их бизнеса, 48% заявили, что они будут наращивать инвестиции в BPM в течение ближайшего года в ответ на ужесточение требований регуляторов.

В Capgemini обнаружили, что социальные медиа также стимулируют внедрение BPM. Более половины респондентов (56%) заявили, что управление возможностями и рисками в связи с использованием социальных медиа является важной задачей для бизнеса, и решать ее можно с помощью BPM-решений.

Тем временем для ориентированного на потребителей бизнеса управление взаимоотношениями с клиентами все чаще увязывается с решениями по управлению бизнес-процессами. Большинство респондентов (78%), которые внедрили BPM для улучшения процессов управления взаимоотношениями с клиентами, отметили хороший эффект. В целом же 96% из тех, кто пытался оценить окупаемость инвестиций в управление бизнес-процессами, сообщили о получении положительного результата.

Вместе с тем организации отмечают наличие некоторых проблем. Во-первых, в Capgemini выяснили, что не всегда ясно, кто должен отвечать за BPM-бюджет. Управление выделяемыми на BPM средствами разделено между высшим руководством (18%), ИТ-подразделениями (16%), эксплуатационными (13%), организационными (13%) и выделенными под управление процессами бизнес-единицами (12%). Этот раздробленный подход может в конечном итоге подорвать эффективность управления бизнес-процессами, считают в Capgemini.

Некоторые организации более эффективно используют преимущества BPM. Только 18% компаний сообщили о том, что они успешно оптимизировали процессы, и 32% признали, что потерпели неудачу при формальном измерении эффективной окупаемости управляемых процессов. Большая часть (55%) заявила о том, что основным барьером к достижению успеха являются люди, работающие по различным направлениям в организациях и препятствующие совместной работе.

Как бы то ни было, Китсон полагает, что BPM получит более широкую поддержку в ближайшие месяцы, особенно с распространением облачных сервисов. “Управление бизнес-процессами становится частью инфраструктуры организаций”, — заключил он.