29 мая в Петербурге открылся сезон аквабусов (рейсовых водных трамваев), и с этого момента специализированный городской портал http://transport.orgp.spb.ru предоставляет гражданам возможность наблюдать за работой транспорта и планировать свои перемещения не только по суше, но и по воде. С начала навигации все катера включены в единую систему управления городским пассажирским транспортом на базе ИС СКАТ.

Сообщается, что маршрутная сеть аквабусов предполагает навигацию по Финскому заливу, Неве, а также рекам и каналам города в летний период. По четырем маршрутам будут ходить 25 водных такси, а в часы пик на линии станут выходить еще и дополнительные катера. В июле 2012 г. планируется открытие новой линии — от Финляндского вокзала через Морской фасад и Кронштадт в Ломоносов. Также в этом году планируется интеграция аквабусов в общегородскую систему оплаты проезда единым билетом “Подорожник”.

Система СКАТ была создана по заказу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения (СПб ГКУ) “Организатор перевозок”. Разработчиком и интегратором выступила группа компаний CSBI Group.

СКАТ использует данные глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. В Санкт-Петербурге СКАТ охватывает свыше 4 тыс. ед. транспорта 17 компаний-перевозчиков, контролирует более 700 городских маршрутов, порядка 800 тыс. рейсов в месяц, около 5 млн. поездок в день. В Комитете по транспорту правительства Санкт-Петербурга функционирует единый диспетчерский центр на 55 рабочих мест. При этом система также поддерживает 450 удаленных рабочих мест.

Утверждается, что СКАТ централизованно решает задачи контроля и оперативного управления транспортными потоками, формирования маршрутной сети, расписаний движения, сбора отчетности, расчета субсидий и обеспечения безопасности на транспорте, полностью автоматизирует управление наземными пассажирскими перевозками в Санкт-Петербурге, включая теперь и водный муниципальный транспорт (аквабусы).

Сообщается, что для автоматизации водного такси был применен новый компонент ИС СКАТ — универсальный магистральный гео-трансивер, который позволил подключить к единой системе управления бортовое оборудование сторонних производителей.

Дополнительно компания-разработчик заявляет, что информация по этому виду транспорта будет доступна через внешние программные интерфейсы для использования в мобильных приложениях.

Отвечая на вопрос о первостепенных задачах СКАТ (предназначена ли она преимущественно для долгосрочной аналитики, или с ее помощью в основном принимаются оперативные решения), в CSBI Group сообщили, что в первую очередь, система ориентирована на управление пассажирским транспортом в режиме реального времени. На основе данных, которые система предоставляет диспетчеру, принимаются решения по оперативным изменениям интервалов движения, конфигурации маршрутов и требуемому количеству транспортных средств.

В Комитете по транспорту Санкт-Петербурга склонны рассматривать основной функционал СКАТ несколько шире. По словам пресс-секретаря ведомства Дмитрия Игнатьева, система включает в себя оба вышеупомянутых компонента. В онлайн-режиме работа транспорта регулируется центральной диспетчерской службой СПб ГКУ “Организатор перевозок”, которая может вносить оперативные коррективы в трассы движения маршрутов, предлагать пути объездов аварийных участков, пробок и т. д. И, кроме того, СКАТ позволяет проводить общий статистический анализ, например, объема выполненной работы перевозчиков.

Утверждается, что, благодаря внедрению СКАТ город в период с 2008 г. по 1 апреля 2012 г. сэкономил 628 млн. руб. бюджетных средств — субсидий перевозчикам. При этом, благодаря централизованной диспетчеризации транспорта, были сокращены более 800 низкоквалифицированных рабочих мест и сэкономлено 97 млн. руб. По данным на май 2012 г. на 11% сократилось количество жалоб и обращений граждан на работу общественного транспорта.