Как многие и ожидали, использование социальных сетей в работе предприятий оказалось делом не простым. Тем не менее привлекательность социальных сетей растет. В связи с этим появляется новое ПО категории Enterprise 2.0, обеспечивающее разнообразие и инновации, необходимые для дальнейшего продвижения вперед по мере того, как промышленность превращается в важнейший компонент программного бизнеса.

Недавно состоялась посвященная Enterprise 2.0 конференция, о которой я расскажу подробнее в другой раз. Помимо этого появилось сообщение, что в нынешнем году основная масса производителей ПО ожидает замедления роста бизнеса, которое не затронет только отдельные ключевые направления. Цифры, опубликованные корпорацией IDC, показывают, что сегодня на положение в отрасли неблагоприятно влияют экономические беды Европы.

Тем не менее это по-прежнему огромная и в целом сравнительно здоровая отрасль. И по-прежнему наибольшую пользу — и деньги — приносит ПО для предприятий. Действительно, согласно новейшим данным Gartner, в 2012 г. мировой объем продаж корпоративного ПО составит 120 млрд. долл. В отличие от данных IDC это означает рост на 4% по сравнению с прошлым годом. В настоящее время наиболее крупными категориями являются офисные пакеты, ПО для планирования ресурсов предприятия (ERP), бизнес-аналитики (BI) и управления отношениями с клиентами (CRM). Интересно, что на SaaS и облака, которым пресса уделяет непомерно много внимания по сравнению с традиционным ПО и которые демонстрируют постоянный, хотя и весьма умеренный рост, в нынешнем году придется лишь 13% расходов на программное обеспечение.

Так какое же ПО пользуется в этом году наибольшим спросом? Помимо виртуализации — технологии, применяемой главным образом для повышения экономической эффективности и гибкости ЦОДов, — наибольшее развитие получат те два направления, в которых важную роль играют социальные сети: приложения для корпоративных социальных сетей и для организации совместной работы. Однако любой страховщик скажет вам, что гораздо легче обеспечить рост (и в масштабах рынка в целом он не будет иметь заметного значения) в небольшой отрасли. Поэтому вопрос заключается в том, каков сегодня общий размер отрасли, выпускающей ПО для социальных сетей.

Чтобы помочь в решении этой задачи, IDC опубликовала недавно соответствующие цифры. Она прогнозирует высокие темпы роста данного направления в 2011—2016 гг. — на уровне 40% в год. За это время объем продаж увеличится с менее чем 800 млн. до 4,5 млрд. долл. В результате выпуск ПО категории Enterprise 2.0 составит почти половину от стоимости систем CRM или BI.

Для меня и всех, кто следит за данной темой, эти данные не стали сюрпризом. Они показывают, что социальное ПО наконец-то превращается в самостоятельную категорию, а его выпуск достигает заметного объема, хотя в ближайшее время оно и не войдет в пятерку лидеров.

Но ПО класса Enterprise 2.0 весьма фрагментарно. Здесь имеется лишь несколько бесспорных лидеров (ведущие позиции занимают IBM и Jive), выявившихся в последние годы. Я проследил судьбу многих продуктов категории Enterprise 2.0 — как коммерческих, так и с открытым исходным кодом — на протяжении нескольких лет. За это время мало что изменилось.

Социальное ПО растет в объеме, становится практичным

Сейчас лидеры рынка ПО для корпоративных социальных сетей превращаются в зарекомендовавшие себя стабильные компании, выпускающие все более сложные и совершенные продукты, способные удовлетворить разнообразные требования крупных, всемирных организаций. Если долгое время считалось, что именно простота социального ПО позволяет ему развиваться и адаптироваться к капризам сообщества и бизнеса, то его растущее разнообразие и богатство функций обусловливают два фактора.

Первый — зрелость самих социальных сетей. Теперь ожидается, что социальное ПО включает потоки активности, расширенные профили пользователей, группы, блоги, вики, микроблоги, форумы, аналитику, подключение к распространенным бизнес-приложениям, средства защиты, API-интерфейсы для интеграции, гладкое объединение внутренних и внешних функций и многое другое. В конечном итоге это вызвало “гонку вооружений”, в которой, собственно, могут участвовать только достаточно крупные производители.

Другой фактор связан с продолжающимся расширением области применения социального ПО для выполнения важных бизнес-функций, в том числе в вертикальных организациях. Сейчас социальные сети могут эффективно использоваться для маркетинга, обслуживания клиентов, организации совместной работы, создания продуктов, управления цепочками поставок и во многих других областях, снижая расходы, увеличивая эффективность и содействуя инновациям. Они могут применяться в сфере финансовых услуг, в страховании, на производстве, в здравоохранении (и это далеко не полный перечень).

Сегодня многие из этих отраслей получают выгоду благодаря социальным приложениям, которые нацелены именно на то, чем эти отрасли занимаются, с учетом специфических аспектов их деятельности. Например, такие компании, как SocialWare, выпускают продукты, помогающие предоставляющим финансовые услуги фирмам обеспечить соблюдение требований регуляторов при использовании социального ПО. Если платформы социального ПО общего назначения, естественно, могут быть задействованы во всех названных отраслях, то эффективные специфические приложения социальных сетей для конкретных областей деятельности часто требует введения ограничений на обсуждение проблем и связанную с этим активность.

На практике в результате действия первого фактора, несмотря на совершенствование и все большую зрелость социального ПО общего назначения, мы наблюдаем появление второй волны социального ПО, учитывающего второй фактор, — приложений, предназначенных для конкретных направлений бизнеса и вертикальных компаний.

Верно также, что более мощные и зрелые продукты для корпоративных социальных сетей по-прежнему дороже созданных стартапами. Это открывает дополнительные рыночные возможности. В результате появляются новые игроки, которые стимулируют инновации во многих сферах. Действительно, на конференции, посвященной Enterprise 2.0, можно было легко обнаружить десять новых продуктов, просто пройдясь по стендам. Я сделал слайд-шоу на эту тему.

Эти продукты типичны для того, что мы видим в данном растущем сегменте. Они охватывают широкий спектр потребностей в социальном ПО, от организации совместной работы и социальной аналитики до оптимизации маркетинга и социального CRM. Хотя некоторые представители промышленности, наверное, устали ждать мощного подъема производства, теперь уже ясно, что промышленность продолжает привлекать инновации просто потому, что она готова к существенному росту в ближайшие несколько лет. Короче говоря, сейчас самое подходящее время для желающих заняться социальным бизнесом.

Мы наблюдаем появление второй волны социального ПО, учитывающего второй фактор, — приложений, предназначенных для конкретных направлений бизнеса и вертикальных компаний