Согласно опубликованному компанией SITA «Обзору развития ИТ в аэропортах» (SITA Airport IT Trends Survey), аэропорты все больше интересуются созданием приложений для мобильных устройств и социальных сетей, а также интеллектуальными технологиями, включающими геолокационные сервисы, с целью повысить качество обслуживания пассажиров.

По данным 9-го ежегодного обзора компании SITA, проведенного при поддержке Международного совета аэропортов (Airports Council International) и журнала Airline Business, повышение качества обслуживания пассажиров является главной движущей силой инвестиций в ИТ-инфраструктуру для большинства (59 %) мировых аэропортов. Одним из примеров таких перемен стало стремительное увеличение использования приложений для мобильных устройств и социальных сетей, позволяющих предоставлять персонализированные услуги. В частности, до конца 2015 г. 88 % аэропортов планируют инвестировать в создание мобильных приложений, предоставляющих пассажирам оперативную информацию об изменениях статуса рейса и времени ожидания. В течение этого периода 78 % аэропортов также планируют инвестировать в приложения для социальных сетей, причем две трети опрошенных в настоящий момент уже проводят тестирование пробных версий приложений или оценку инвестиций.

В условиях постоянного роста количества пассажиров в аэропортах по всему миру приоритетными становятся задачи как оптимизации использования существующих ресурсов, так и эффективного управления пассажиропотоком. В качестве инструмента, позволяющего снизить перегруженность аэропортов, половина из участников исследования видят использование геолокационных сервисов. В течение следующих трех лет новые навигационные сервисы для мобильных устройств должны стать обычным делом, позволяя пассажирам с легкостью ориентироваться в аэропорту. На данный момент геолокационные сервисы используют лишь 10 % аэропортов, но к 2015 году их количество может вырасти до 70 %.

Аэропорты также инвестируют в решения Business Intelligence (BI). Около 86 % аэропортов считают эти решения приоритетными для повышения качества обмена информацией; 83 % — для обеспечения более точного информирования пассажиров об услугах; и 76 % — для уменьшения задержек рейсов, вызванных действиями наземных служб.

Франческо Виоланте, генеральный директор SITA, отметил: «Проведенное в этом году исследование продемонстрировало, что операторы аэропортов инвестируют в концепцию „интеллектуального аэропорта“ в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения операционной эффективности. Поскольку аэропорты планируют инвестировать в BI-решения, используя их для улучшения сотрудничества с партнерами, очевидно, что операторы совместно со всеми заинтересованными сторонами, в частности, авиакомпаниями и наземными сервисными службами, стремятся сделать поездки пассажиров более комфортными».

Аэропорты начинают применять геолокационные технологии, чтобы отслеживать в реальном времени местоположение сотрудников аэропорта, транспортных средств, багажа и других ключевых ресурсов, а также вести мониторинг пассажиропотока. Более 60 % операторов видят в качестве приоритетной задачи улучшение систем бизнес-аналитики во всех вопросах управления аэропортом, в то время как 40 % уже применяют эти новые инфраструктурные технологии. Три главных области, в которых аэропорты надеются улучшить бизнес-процессы с применением геолокационных технологий:

  • снижение скопления пассажиров с помощью определения местоположения сотрудников в реальном времени (50 %);
  • мониторинг движения воздушных судов (32 %);
  • движение пассажиров в аэропортах (31 %).

Технологии самообслуживания также эволюционируют, отмечено в обзоре, который был представлен на ежегодной Генеральной ассамблее Международного совета аэропортов (ACI) в Калгари. В частности, исследователи отметили изменение функционала киосков для самостоятельной регистрации. За прошедший год число киосков, выполняющих печать багажных этикеток, удвоилось. К 2015 году 83% аэропортов намерены осуществить инвестиции в обслуживаемые системы приема багажа, а 60 % аэропортов к этому времени планируют обеспечить автоматический прием багажа.

Данные результаты исследования основаны на ответах 91 компании, которые управляют 173 аэропортами по всему миру, ежегодно перевозящих 2,3 млрд пассажиров.