Представьте следующую ситуацию: менеджер по обслуживанию клиентов считает, что компания может увеличить объем повторных продаж, если представители службы по работе с клиентами обзвонят всех покупателей, которые за последний месяц совершили покупки на сумму более 500 долларов, с целью выяснить, не испытывают ли они какие-либо проблемы и может ли компания чем-либо помочь им.

Сегодня получает развитие одна из новых корпоративных моделей. Во главе движения — молодые и активные компании, которые не ограничены устаревшими ИТ-системами и способны использовать данные каждый день в процессе принятия решений. Согласно новой парадигме данные становятся центральным элементом инноваций и самого процесса принятия решений, ускоряя рост бизнеса и повышая эффективность деятельности компании.

В идеале менеджер по обслуживанию прежде чем принять такое решение, сопоставляет потенциальную выгоду подобной акции с издержками, которые она повлечет за собой. Если издержки меньше потенциальной прибыли, которой можно добиться за счет увеличения повторных продаж, менеджер решит провести акцию. Если нет — не решится.

Логично, не правда ли? Так почему же не все менеджеры пользуются этой идеей каждый день? Они не действуют просто потому, что большинству организаций не хватает прав доступа или времени, да и не требуют этого от них. У них нет доступа к необходимым данным, при том что сведения о стоимости рабочего часа представителя службы поддержки, о количестве покупателей, потративших более пятисот долларов за месяц, и объеме повторных закупок существуют и находятся где-то среди информационных ресурсов компании.

Кроме того, нет критериев эффективности или стимулов, чтобы сделать описанные действия частью чьих-то должностных обязанностей. И наконец, немногие люди могут позволить себе потратить время на подобные инициативы. В результате менеджеры принимают такие решения по наитию или вообще ничего не делают.

Но эта ситуация скоро изменится: развиваются новые бизнес-модели. Во главе движения — молодые и активные компании, которые не ограничены устаревшими ИТ-системами и способны использовать данные каждый день в процессе принятия решений. Фактически эти компании ожидают от своих сотрудников проявления инициативы и приветствуют идеи, которые основаны на анализе имеющихся данных.

В таких компаниях данные не привязаны к определенному программному приложению: их можно перемещать, ими можно пользоваться совместно с партнерами или поставщиками, их можно разделять, анализировать любым способом или совмещать с другими данными, то есть делать всё, чтобы заставить данные работать на компанию. Благодаря более высокой их доступности компании нового типа существенно продвинулись вперед в своем развитии, создав новый тип корпоративной культуры данных, которая, в свою очередь, может обуславливать решения, принимаемые менеджерами.

В итоге эти организации более уверены в своем выборе и могут значительно ускорить процесс принятия решений. Им легче оценивать новые идеи и выносить осмысленные решения, более эффективно и своевременно сокращать расходы, лучше анализировать новые рынки и выходить на них, а также развивать и выпускать новые продукты.

Итак, что нового?

Суть в том, что компании на протяжении десятилетий рассматривали данные как очень ценный инструмент. Но стоит учесть тот факт, что до настоящего времени стоимость сбора и накопления данных, организации доступа к ним, а также их анализа, обработки и отчетности представляла существенную проблему для предприятий. В результате организациям не оставалось ничего другого, кроме как создать системы и корпоративные культуры, в которых данные рассматривались как величайшая ценность, доступная исключительно для принятия решений высшего приоритета.

Но сегодня инновационные средства и более зрелые технологии меняют суть вещей. ИТ-директора могут создавать платформы для работы с данными, которые дают организациям возможность использовать структурированную и неструктурированную информацию в рамках предприятия с минимальными издержками.

Внедрение платформы для работы с данными с целью изменить модель ценообразования — это одно. Но для получения стóящих результатов компании должны перейти от существующей имплицитной стратегии (максимальная монетизация использования в пересчете на определенный объем данных) к эксплицитной, согласно которой все сотрудники должны максимально использовать данные, чтобы обеспечить прибыльность бизнеса.

Это качественное изменение в принципах ведения бизнеса. Согласно новой парадигме данные становятся центральным элементом инноваций и всего процесса принятия решений, стимулируя рост бизнеса и повышая эффективность деятельности компании на всех уровнях. Сотрудники могут задать себе вопрос: какие данные повысят качество моей работы? В свою очередь, управленцы могут предоставить им доступ к таким данным.

Как этого добиться?

Уже сформировавшиеся организации не могут перейти на новую модель использования данных за один день. Первым шагом должно стать осознание того, что этот сдвиг в корпоративной парадигме — продолжительный процесс. Он должен начаться с полного принятия этой стратегии высшим руководством, за ним должны последовать конкретные действия с его стороны.

Три фактора заслуживают самого пристального внимания.

1. Перепрофилирование организации

Недавнее исследование показало, что только треть компаний могут эффективно использовать накопленные данные в процессе принятия решений для повышения конкурентоспособности бизнеса, увеличения производительности, внедрения инноваций и использования сведений от клиентов. Самая весомая причина заключается в том, что спрос на опытных специалистов в сфере работы с данными быстро превысил имеющееся количество профессионалов в этой области.

Чтобы создать культуру использования данных, компетентность в этой сфере должна стать одним из требований к специалистам всех уровней. Это так просто: если нужно, чтобы данные влияли на принимаемые в организации решения, специалисты, ответственные за принятие решений, должны обладать навыками использования этих данных. То есть компании должны определить понятие компетентности и ее уровней, как можно оценить и поощрить этот профессиональный навык, каким образом его учитывать при приеме на работу и в тренингах, как обозначить его важность для профессионального роста.

2. Главный по данным

Чтобы зародилась новая корпоративная культура в отношении данных, организации необходимо пройти через ряд значительных перемен в области технологий, организационной структуры, повышения квалификации сотрудников и определения стимулирующих мер для поощрения работы с данными. Можно начать с учреждения новой должности в рядах высшего руководства — директора по данным (многие государственные организации и федеральные органы управления уже воспользовались этой возможностью).

Компании должны прекратить поручать работу с данными исключительно ИТ-специалистам (в том числе такие меры, как обновление, удаление данных и обеспечение их соответствия требованиям) и назначить тех людей, которые смогут обеспечить стратегическое использование данных на всех уровнях организации, осуществляя связь между ИТ и бизнесом.

3. Пересмотреть отношения с партнерами

Когда дело касается данных, компаниям стоит пересмотреть партнерские соглашения. То есть нужно снова оценить существующие взаимоотношения с партнерами с точки зрения данных, которые совместно используют обе стороны. Организациям необходимо проанализировать, какие данные компания собирает и из каких источников, каким образом и, конечно, как их будут использовать.

Процесс следует начать с определения ценности данных — и чем активнее используется та или иная информация, тем большую ценность она представляет. Оценка данных повлияет на способ хранения информации, на принципы её распределения, публикации, а также на возможность её защиты и уничтожения.

Предусмотрительные руководители понимают, что данные быстро превращаются в стратегический актив, необходимый для роста бизнеса в будущем. В организациях, которые они возглавляют, работа с данными скоро превратится в один из основных профессиональных навыков. Чтобы провести эти перемены в жизнь, нужно изменить не только технологии, но и корпоративную культуру и направление мысли, но этот процесс должны возглавить руководители предприятий.