Екатеринбургская компания “СКБ Контур” намерена продолжать расширение своего присутствие на рынке прикладных SaaS-сервисов для малого и среднего бизнеса, имея в виду в первую очередь сферу бухгатерского учета и подготовки налоговой отчетности. Очередным шагом в этом направлении стало объединение существовавших до сих пор отдельных онлайновых бухгалтерских решений “Эльба” и “Эврика” в интегрированный сервис “Бухгалтерия.Контур”. Нужно сказать, что компания “СКБ Контур” уже давно рассматривается как один из наиболее активных и потенциально весьма перспективных игроков формирующегося российского SaaS-рынка, поэтому стоит вспомнить предысторию ее бухгалтерского облачного проекта.

Компания было создана в 1988 г., но ее новейшая история началась на рубеже веков, когда в России стало постепенно расширяться использование электронных методов сдачи налоговой отчетности. Причины этого феномена еще требуют отдельного исследования, но получилось так, что именно уральская компания (во времена, когда на ИТ-рынке доминировала столица, а сфера использования Интернета, как говорили эксперты, была ограничена Московской кольцевой автодорогой) стала лидером этого быстро растущего направления, которое сегодня аналитики относят к категории BPaaS (бизнес-процессы как сервис, а по сути — специализированные телекоммуникационные услуги). По данными “СКБ Контур”, в настоящее время у нее имеется около 1 млн. клиентов (каждое четвертое предприятие страны), с 2000 г. через компанию было оправлено 100 млн. отчетов, с 2003-го она выдала пользователям 2 млн. сертификатов для участия в электронных торгах и для отправки электронной отчетности, в целом за 2011 г. она получила 3,1 млрд. руб. выручки.

Стоит обратить внимание, что 1 млн. предприятий — это примерно та же цифра, что называет и фирма “1С”, говоря о круге своих заказчиков, но при этом нужно подчеркнуть, что обе эти компании являются конкурентами на рынке электронной налоговой отчетности (да и в области электронного взаимодействия предприятий в целом): “1С” традиционно ориентировалась на свой круг партнеров в этой сфере, в первую очередь на компанию “Такском”.

Примерно лет пять назад в России начал развиваться еще один сегмент ИТ-рынка — предоставление услуг по электронному обмену данными (EDI) между производителями товаров и торговыми сетями. Сейчас столь же быстро формируется направление обмена электронными счетами-фактурами (e-invoicing). Оба они относятся также к категории BPaaS. “СКБ Контур” активно участвует в этих начинаниях (в том числе в рамках своего сервиса “Диадок”), конкурируя тут с большой группой игроков, включая и “1С”.

А года три назад, когда стал повышаться интерес рынка к SaaS-решениям, в нашей стране началось движение по формированию новой категории игроков — SaaS-провайдеров, которые предлагали собственно поставщикам SaaS-решений (вендорам) свои площадки (порталы, ЦОДы, системы развертывания приложений и управления ими) для продвижения и продажи их (вендоров) продуктов. Пионерами этого движения тогда стала тройка компаний: “Софткей”, “Софтлайн” и “СКБ Контур”. Однако, опыт показал (по крайней мере, на сегодняшний день), что такая модель продвижения прикладных бизнес-решений работает не очень хорошо (для инфраструктурных — лучше) и сейчас она является на рынке не слишком актуальной.

Вот на этом фоне развития рынка и собственной предыстории “СБК Контур” решила взяться за освоение новой для себя сферы — вендора собственных SaaS-решений. Вполне логично прикладным направлением была выбрана бухгалтерия как естественное расширение услуг по сдачи отчетности (ведь большая доля российских компаний, особенно малых, ведет бухучет почти исключительно для того, чтобы “соответствовать требованиям” по отчетности). Вспоминая об “1С”, можно сказать, что если до сих пор уральская компания держала оборону от наступающего на ее сферу деятельности ведущего поставщика бухгалтерского ПО, то теперь сама начала вторжение в его владения.

Впрочем, в силу обстоятельств получилось так, что на рынке бухгалтерского ПО как раз к этому моменту образовалась достаточно свободная ниша в сегменте “микробизнеса” (самых малых предприятий), которая возникла, в частности, по причине того, что “1С”, неизменно двигающаяся в сторону корпоративных заказчиков, из нее фактически ушла. Эту нишу начали быстро осваивать новые игроки (в том числе и “СКБ Контур”), делающие ставку именно на онлайновые варианты SaaS-решений.

Отметим, что термины BPaaS и SaaS имеют схожие черты, но все же они представляют собой разные по сути виды ИТ-бизнеса (BPaaS была включена аналитиками в категорию “облаков” только 2—3 года назад). В упрощенной постановке вопроса: BPaaS — коммуникационная сфера, SaaS — софтверная. Помимо всего прочего SaaS — это постоянное обслуживание клиентов в реальном времени (производительность, масштабируемость, доступность), хранение данных заказчика (безопасность, соответствие нормативным требованиям), возможности настройки системы под требования клиентов и т. д. Короче говоря, успех в одной области (BPaaS) совсем не гарантирует успех в другой (SaaS), как, впрочем, и наоборот.

Так или иначе, но в начале 2010 г. “СКБ Контур” вывела на рынок свой первый бухгалтерский сервис “Эльба”, а в середине 2011-го следующий — “Эврика”. Как пояснил руководитель проекта “Бухгалтерия.Контур” Илья Бублик, первый был ориентирован на микрокомпании, в которых сам владелец ведет бухучет, второй — на тех, где есть свой выделенный бухгалтер. Физическое разделение сервисов во многом определялось диаметрально противоположными целевыми задачами: “Эльба” продвигалась под лозунгом “уволь бухгалтера, сделай сам”, “Эврика” — “пусть жена научится и займется твоим бухучетом”.

Необходимость объединения сейчас двух своих существовавших независимо сервисов он объяснил тем, что граница между их целевыми аудиториями все же стала стираться и теперь настал момент предлагать их в интегрированном варианте под новым лозунгом — “выбери то, что тебе подходит лучше всего”. К этому моменту сервисы подошли с такими показателями:

  • “Эльба” — 290 тыс. регистраций, 310 тыс. отправленных отчетов, 500 тыс. хранимых документов, 10 тыс. проведенных консультаций;
  • “Эврика” — 73 тыс. регистраций, 60 тыс. отправленных отчетов, 10 тыс. проведенных консультаций, информация о 300 тыс. сотрудников в системе.

В целом сейчас в объединенном варианте имеется около 350 тыс. регистраций, из которых 49% приходится на сферу услуг, 43% — торговлю и 10% — на производство. Теперь “Эльба” (для предпринимателей) преобразовалась в “легкую” версию “Бухгалтерии.Контур”, “Эврика” (для бухгалтеров) — в “профессиональную”. Кроме того, появилась возможность для совместной работы в системе “Бухгалтерия.Контур”.

Экс-руководитель проекта “Эльба” (сейчас он отвечает за проект “Диадок”) Евгений Кобзев отметил, что компания провела серьезное маркетинговое исследование рынка с целью определения имеющихся ниш и направлений и перспектив их развития. Анализ показал, что в России есть около двух миллионов “живых” (реально работающих) предприятий. Из них 860 тыс. относятся к категории “микро” (владелец и несколько сотрудников), причем 440 тыс. представляют собой потенциальную целевую аудиторию (не используют бухгалтерские системы, работают с Excel или с бумагой). 200 тыс. из них “СБК Контур” решила (два года назад) сделать своими клиентами в течение ближайших пяти лет.

По данным других исследований получается, что от 15 до 45% российского ВВП приходится на теневую экономику (в том числе это тх, кто не сдает налоговую отчетность вовсе), около половины общего фонда оплаты труда реализуется в стране через “конверты”. Основными субъектами теневой экономики являются малые и индивидуальные предприятия (назвать даже примерное их количество очень сложно), отраслевыми лидерами по теневой составляющей являются оптовая и розничная торговля, ремонт авто, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, сфера услуг.

По мнению экспертов, такая высокая доля “тени” определяется не только нежеланием платить налоги, но и в очень существенной мере сложностью ведения учета и составления отчетности. “Мы поможем вам упростить вашу работу и жить, соблюдая законы!” — под таким лозунгом на освоение “теневых” и слабо автоматизированных пластов российской экономики двинулся целый ряд российских SaaS-разработчиков, в том числе и “СКБ Контур”.

По мнению Евгения Кобзева, сейчас на рынке есть около полутора десятков бухгалтерских SaaS-решений, при этом главным конкурентом “Контура” выступает проект “Мое дело” (по некоторым оценкам — более 10 тыс. постоянных клиентов). В целом же ситуация напоминает первую половину 1990-х с огромным числом предложений по бухгалтерскому ПО. Есть все основания полагать, что количество игроков тут будет расти. И, конечно, свое слово здесь громко скажет фирма “1С” с собственным сервисом 1С-Fresh и рядом проектов от дочерних и партнерских компаний (включая “Мой Склад” и, вероятно, “Мегаплан”). Но пока, считает эксперт проекта “Бухгалтерия.Контур” Валерия Достовалова, предложения “СКБ Контур” не пересекаются с “1С:Бухгалтерией” (решение “1С” более функциональное и сложное). Но это лишь пока…