На прошедшей в Москве в ноябре пятой конференции “Информационные технологии в нефтегазовом комплексе и энергетике”, организованной компанией AHConferences, были представлены ИТ-решения, реализованные в ряде проектов, обсуждались актуальные вопросы модернизации информационной инфраструктуры предприятий, повышения эффективности бизнес-процессов благодаря ИТ.

Основной фокус на форуме был сделан на тенденциях создания и внедрения масштабных ИТ-проектов для крупных объектов в этих отраслях. Надо отметить, что все представленные проекты реализовывались российскими компаниями силами отечественных специалистов, хотя и с использованием или на основе решений, продуктов и ПО зарубежных вендоров, главным образом ведущих в области ИТ – Cisco, IBM, Microsoft, Panasonic, Sony и др.

Масштабные проекты внедряются поэтапно и требуют значительных инвестиций. Так, создание мультисервисной системы, охватывающей огромную по своим масштабам территорию (Москва — Новый Уренгой — промысел на Северо-Уренгойском нефтегазоконденсатном месторождении), по словам Дмитрия Сысоева (“Нортгаз”), осуществлялось в течение нескольких лет в три этапа, на каждом из которых решались определенные задачи: передача данных, обеспечение телефонной связи, проведения видеоконференций, видеонаблюдения, работы в Интернете и с электронной почтой.

В конечном итоге, отметил он, созданная сеть IP VPN L3, в которой используются спутниковые, радиорелейные и оптические каналы, стала фундаментом для функционирования корпоративных приложений и сервисов, что позволило добиться повышения эффективности работы компании “Нортгаз” за счет надежной раюоты единой ИКТ-среды.

Телефонная связь во всех точках присутствия компании осуществляется с помощью платформы Cisco Call Manager 8.5. В качестве провайдера выбран “Ростелеком”, обеспечивший, по словам Дмитрия Сысоева, надежность, высокую скорость реакции на инциденты, удобство получения сервиса. Для проведения видеоконференций используются решения Sony.

Перед разработчиками единой системы автоматизации крупных предприятий одной компании ТЭК (с учетом их расположения в разных географических районах такой огромной страны, как Россия) встает сложнейшая задача – управление жизненным циклом активов объектов. Решение подобной задачи было продемонстрировано на примере холдинга “РусГидро”.

Юрий Тиняков (“РусГидро”) сообщил о внедрении в компании информационных систем, позволяющих управлять жизненным циклом производственных активов — гидросооружений на различных объектах компании. К задачам таких ИС относятся:

  • сбор, обработка, хранение данных мониторинга;
  • моделирование, оценка и прогноз состояния активов;
  • обеспечение доступа к данным мониторинга; к нормативно-технической, технологической и конструкторской документации; к систематизированным данным по опыту эксплуатации; к внешним информационным ресурсам; к данным по стоимостным характеристикам работ;
  • обеспечение средств совместной работы экспертных групп;
  • управление комплексом технических требований на выполнение работ;
  • передача данных в ИС планирования работ на оборудовании.

Одной из выраженных тенденций автоматизации на крупных предприятиях ТЭК, обозначенной на форуме, является интенсивный переход от бумажного к электронному документообороту. Одновременно автоматизируются бизнес-процессы, связанные с документооборотом. Вместе с тем внедрение СЭД в таких компаниях (наряду с использованием отработанных систем и решений в других отраслях экономики) требует учета специфики этих отраслей. И здесь для ускорения разработки типовых приложений, их тестирования и внедрения требуются нетрадиционные решения, учитывающие особенности производства. Оригинальным решением, как сообщил Олег Карпицкий (“ДоксВижн”), стало создание технологического центра DocsVision. В функции такого центра входят:

  • создание и поддержка уникальных технологических стендов для нефтегазовой отрасли;
  • отраслевая экспертиза;
  • приоритетный учет требований отрасли;
  • тестирование и приемка новых версий продукта.

Ключевой задачей центра является повышение эффективности использования решений по автоматизации документооборота и бизнес-процессов, сокращение временных и финансовых затрат на внедрение, использование и масштабирование системы DocsVision на предприятиях нефтегазовой отрасли. Кроме того, этот центр призван активно участвовать в развитии функционала платформы DocsVision с учетом требований заказчиков и создании тиражируемых типовых решений по автоматизации документооборота и бизнес-процессов отрасли.

Внедрение DocsVision, по словам Олега Карпицкого, занимает от одного до четырех месяцев, чему способствуют наличие готовых решений для стандартных задач и возможность автоматизации бизнес-процессов без программирования.

В последнее время наметилась тенденция активного перехода на аутсорсинг в самых разных областях, и ТЭК здесь не стал исключением. Это связано, как отмечалось на форуме, с ростом потребности в ИТ-услугах по разработке и сопровождению ПО при автоматизации бизнес-процессов на предприятиях отрасли.

По мнению экспертов, аутсорсинг при этом является оптимальным решением, ибо позволяет заказчику снизить стоимость работ, повысить эффективность затрат с привлечением компетенции профильных организаций в нужном объеме в нужное время, при необходимости оперативно наращивая производительность. При этом все же следует учитывать риски аутсорсинга, среди которых снижение оперативности в управлении и прозрачности работы подрядчика, а также попадание в зависимость от аутсорсера.

Аутсорсинг при разработке сложных программных приложений предполагает их сопровождение и поддержку на протяжении всего жизненного цикла продукта разработчиком с помощью системы класса ALM (Application Lifecycle Management, управление жизненным циклом приложений).Ключевым преимуществом использования ALM-систем считается создание среды эффективной работы с подрядчиком при ведении работ по сопровождению ПО.

ALM-системы на ИТ-рынке предлагают многие вендоры, среди них HP, IBM, Microsoft и др. Однако приводимые аналитическими агентствами данные о распределении мест на рынке ALM-систем расходятся, что можно объяснить, например, различными методиками проводимых исследований. Так, по информации Qvum, IBM со значительным отрывом в части технологических инноваций в ALM-системах лидирует на этом рынке (в том числе на фоне таких крупных вендоров, как Microsoft и HP).

Возможно, что такой значимый технологический отрыв Голубого гиганта от конкурентов повлиял на выбор компанией “Аплана” системы IBM Rational в качестве ALM-платформы для реализации своих проектов.

Аутсорсинг при создании прикладных систем включает аналитику бизнеса заказчика, разработку и тестирование приложений. Аналитика, считает Рустам Зайдуллин (“Аплана”), предполагает “плотное погружение программистов в специфику бизнеса, их работу с заказчиком/пользователями, в том числе в оперативном подчинении ИТ-службы организации”. При этом необходим аутстаффинг — квалифицированные специалисты (в нужном объеме в нужное время), выполняющие требуемые задачи.

Рустам Зайдуллин сообщил об опыте реализации ALM-системы в нефтяной компании: на основе платформы IBM Rational развернуты три сайта ALM-системы в филиалах организации, и между двумя из них была организована репликация данных.