Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации” (СПбГУГА) — это отраслевой вуз с богатым прошлым, интересным настоящим и весьма перспективным будущим. За более чем полувековой период работы университет подготовил для гражданской авиации около 25 тысяч руководителей и специалистов высшей квалификации, внесших существенный вклад в развитие отрасли. Сейчас это крупнейший центр подготовки лётного и инженерно-технического состава, а также специалистов в области воздушного движения в России. В университете обучается 6,5 тысяч студентов, в том числе более 500 иностранных граждан из 25 стран мира. Кроме того, ежемесячно до 300 человек повышают квалификацию и проходят переподготовку в системе дополнительного профессионального образования. За последние годы университет трансформировался в современный университетский комплекс.

Особое внимание СПбГУГА уделяет вопросам повышения эффективности своей деятельности с использованием информационных технологий. Развитие ИТ в университете по нескольким направлениям прокомментировал проректор по информатизации и региональному образованию Яков Далингер:

“В нашем учебном заведении большое внимание уделяется развитию аппаратного и программного комплексов. Задачи по модернизации ставятся не только непосредственно руководством вуза, но и Федеральным агентством воздушного транспорта и Министерством транспорта РФ. Как показывает практика, серьезные инвестиции в информационные технологии доказывают свою эффективность, и приносят реальную пользу вузу.

Толчком к развитию ИТ в СПбГУГА послужила реформа образования России. К примеру, существенные изменения в структуре университета произошли в 2009 году, когда в состав университетского комплекса были включены средние специальные учебные заведения. Сегодня в университете функционирует пять филиалов (в Якутске, Хабаровске, Выборге, Бугуруслане и Красноярске) и два представительства (в Иркутске и Минеральных Водах). Управление таким крупным учебным заведением без надежных информационных систем уже попросту невозможно.

В настоящее время основными направлениями развития ИТ в СПбГУГА являются:

  • развитие серверной инфраструктуры и пополнение парка персональных компьютеров, построение вычислительных сетей как в Санкт-Петербурге, так и в филиалах, построение единой сети университета. В рамках этого направления мы последовательно проводим политику оптимизации расходов, к примеру, осуществили централизацию закупок серверов и программного обеспечения, ведем балансировку нагрузки по вычислительным мощностям;
  • поддержка эксплуатации дорогостоящих высокотехнологичных учебно-тренажерных комплексов, которые требуют бесперебойной работы, обновления программного обеспечения, других видов сопровождения;
  • создание мультимедийной системы университета, которая не только позволяет организовывать совещания между всеми площадками на новом техническом уровне, но и обеспечивает студентов контентом различного вида, помогает проводить научные и студенческие конференции;
  • широкомасштабное внедрение единой информационной системы вуза.

На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее. Основная задача, которую мы решаем, — это автоматизация летно-технического комплекса (ЛТК). Столь широкомасштабная задача в СПбГУГА подразумевает сразу несколько направлений: управление эксплуатацией и ремонтом ЛТК, управление персоналом и контингентом обучающихся, учебный процесс, финансовые показатели и хозяйственные вопросы. Сейчас эти задачи в университете решаются с помощью системы “Галактика Управление Вузом”.

Университету, которому присущи черты как учебного заведения, так и предприятия авиатранспортного комплекса, требовалась система ERP-класса, и кроме “Галактики” мы не нашли других полноценных вариантов среди российских разработок.

Проект комплексной автоматизации был начат в 2011 году по итогам проведения конкурсных процедур и реализуется в рамках классического подхода к внедрению сложных информационных систем.

Внедрение активно ведется не только по задачам учебного процесса (набор абитуриентов, ведение учебных планов и распределение нагрузки, учет успеваемости, медико-санитарный учет и др.), но и по задачам работы с персоналом, таким как учет кадров, учет налёта летчиков-инструкторов, ведение штатного расписания и т. д. И что самое важное — по специфическим задачам хозяйственной деятельности: управление эксплуатацией и ремонтом летно-технического комплекса, учет горюче-смазочных материалов, учет фактического налёта воздушных судов и т. п.

Уже в ходе реализации первых этапов проекта университет сформировал единую базу данных, создал единую цепочку абитуриент — студент — выпускник, получил возможность формировать необходимые отчеты для оперативной работы и передачи в контролирующие министерства и ведомства.

Сейчас в СПбГУГА активно идёт процесс перераспределения функциональных обязанностей сотрудников, ведь в результате внедрения системы автоматизируется большое количество рутинных операций. Мы стараемся сделать информационную систему полезной для каждого — от рядового исполнителя до ректора. К примеру, планируем запустить Web-портал абитуриента для подачи документов в вуз, наладить систему сканирования и распознавания паспортов и анкет — эти нововведения упростят работу приёмной комиссии и снизят количество ошибок. С другой стороны, планируем совместно с “Галактикой” внедрить аналитическую систему для руководящего состава СПбГУГА.

В целом можно сказать, что конечным результатом этого крупного проекта мы видим повышение эффективности работы сотрудников, поскольку они смогут больше времени тратить именно на исполнение своих функций, а не на подготовку дублирующих документов и отчетов”.

СПЕЦПРОЕКТ