В середине февраля в рамках IV конференции “Твой курс”, которую ежегодно проводит компания Microsoft в партнерстве с Институтом развития информационного общества (ИРИО) и некоммерческой корпорацией PH International, состоялся круглый стол на тему “Место молодежи в информационном обществе”.

Дискуссию начал самый молодой ее участник — руководитель программы направления “Молодые профессионалы” Иван Дементьев. По его мнению, само понятие информационного общества в нашей стране во многом еще является так называемым симулякром — молодежь в основном не понимает, что это такое и зачем это нужно, у нее в принципе нет вектора развития. Отличие нашего среднего молодого человека от западного, считает г-н Дементьев, заключается в том, что на Западе (где, по всей видимости, информационное общество уже построено) человек обычно четко знает, кем он хочет быть в долгосрочной перспективе, например через 10 лет. По убеждению г-на Дементьева, это во многом связано с узкой направленностью западного образования (в том числе и в области ИТ), которое в данном случае представляется более адекватным. Российская же модель, подразумевающая выпуск универсальных специалистов без узкоспециальных знаний, ущербна.

Старшее поколение участников круглого стола с г-ном Дементьевым закономерно не согласилось, используя классический тезис о том, что человека важнее научить думать. Дескать, любой работодатель возьмет выпускника МФТИ или факультета ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова чуть ли не на любую техническую работу, потому что эти учебные заведения дают человеку универсальную базу, позволяющую быстро освоить новую специальность. При этом председатель совета директоров ИРИО Юрий Хохлов уверен, что в обозримом будущем, с наступлением того самого информационного общества, мир станет весьма быстро трансформироваться, людям придется достаточно часто менять профессии, и адаптироваться к такой ситуации им помогут ИТ, причем отнюдь не узкоспециальные. Более того, по мнению г-на Хохлова, только система широкого образования может выпускать людей, способных создавать нечто принципиально новое.

Несмотря на различие во взглядах, все собравшиеся согласились, что для интеграции в информационное общество человеку необходимо повышать информационную культуру за счет ИТ-обучения, причем самого разного — от постижения азов использования ИТ на бытовом уровне (заказ билетов и покупка вещей через Интернет, осуществление виртуальных экскурсий и пр.) до полноценного углубленного технического образования.

По мнению президента Microsoft в России Николая Прянишникова, в отношении элементарной компьютерной грамотности молодежи уже давно можно не беспокоиться. А вот вопрос получения более глубоких знаний, безусловно, стоит достаточно остро. Именно поэтому Microsoft считает целесообразным сделать в этом году приоритетом своей инициативы “Твой курс” (давшей название конференции) работу с учащимися старших классов. Компания хочет помочь им серьезно подойти к вопросу выбора специальности: узнать о профессиях, которые будут актуальны в будущем, разобраться в многообразии специальностей, связанных с ИТ, познакомиться с самыми новыми технологиями и приобрести дополнительные практические навыки для реализации своего потенциала. Планируется, что в 2012—2013 учебном году проект охватит более 100 образовательных учреждений — около 17 тыс. старшеклассников из 20 городов России.

Говоря о проблемах государственного ИТ-образования, Михаил Федотов руководитель учебного центра ВМК МГУ, заместитель президента Ассоциации учителей и преподавателей информатики, затронул тему его слабой дифференцированности. Двадцать лет назад информатике учили в школе, затем (или параллельно) в ПТУ и техникумах, а уж потом в вузах. Сейчас, по сути, осталось только две ступени: школа и университет. То есть подразумевается, что каждый программист должен окончить вуз, и это весьма сомнительный тезис.

Работодатели, разумеется, настроены набирать кадры на факультетах типа ВМК, в то время как там обучают не столько программистов, сколько ученых — людей, способных руководить коллективами и создавать алгоритмы. Программировать они, разумеется, тоже умеют, но не это их первостепенная задача как специалистов. Обычного программиста, как считает Федотов, нужно брать на работу после колледжа (как мы теперь красиво называем ПТУ) — после двух лет обучения языкам Си или Java выпускники прекрасно будут писать на них программы. (Напрашивается дополнение — за меньшую, более адекватную зарплату.)

Также г-н Федотов затронул и проблему преподавания ИТ. Если в университетах нехватки специалистов не наблюдается, то в школах иной раз доходит до того, что уроки информатики ведут учителя труда и прочие дилетанты.

Подобные круглые столы в силу своей специфики, как правило, дают лишь пищу для размышлений, а не рождают алгоритмы конкретных действий. Однако в данном случае на мероприятии присутствовал помощник министра образования и науки РФ Александр Пронин, поэтому собравшиеся могли, как минимум, ознакомиться с текущей позицией государства по данной тематике и с шагами, которое оно намерено предпринять для достижения вполне очевидных целей.

Отвечая на вопрос, кого же государству нужно готовить — программистов или грамотных пользователей, г-н Пронин заявил, что для общего образования так ставить вопрос неправильно. Человек, прошедший школьный курс, должен быть компетентен. Разумеется, он может и не стать в будущем айтишником, но он получит определенные навыки и сможет грамотно работать с теми же гаджетами, причем в рамках своей (не в сфере ИТ) специальности. Это, по мнению г-на Пронина, наверное главная задача всеобщего обучения, хотя государство также должно держать в уме, что в будущем из этих же учащихся вполне могут вырасти высококлассные специалисты. То есть в целом нужно ориентироваться на некий средний уровень, но в то же время уделять внимание талантливой молодежи.

Как не трудно догадаться, в рамках одного образовательного учреждения все это сделать крайне сложно (особенно что касается поддержки талантов). Поэтому Минобрнауки большие надежды возлагает на электронное дистанционное обучение, которое будет интегрировано в информационное пространство, связывающее множество вузов. Ну и, по убеждению г-на Пронина, для полноты этого пространства в нем должны существовать продвинутые по части ИТ школы, и таким образом министерству еще предстоит более тщательно продумать взаимосвязь школа — вуз — школа.