Инженеры HP Labs создали действующий прототип дисплея, при помощи которого мобильные гаджеты смогут показывать голографическое изображение с углом просмотра 180 градусов, при этом для его просмотра не потребуется надевать стереоскопические очки. Сам 3D-дисплей был создан путем модификации обычного ЖК-экрана — такого, которым оснащаются смартфоны, ноутбуки, планшеты и телевизоры, сообщает Technology Review.

Подробно о своих исследованиях в области 3D компания HP рассказывает в последнем номере научного издания Nature. Согласно публикации, инженеры компании использовали ряд нанотехнологических приемов для вытягивания эффекта 3D, делая его более удобным для зрителя. Также в созданных экспериментальных экранах HP использовала специальный излучатель, которые проецирует 3D-изображение на 64 контрольные точки на экране, расположенные под разными углами. Эти точки представляют собой виртуальные глаза пользователей. На каждую пару точек отдельно передается изображение для левого и правого глаза. Изображения передаются практически одновременно, за счет чего создается эффект объемного изображения.

Для того чтобы этого достичь, исследователи создали материал с нанобороздками, который поместили в систему подсветки дисплея. Исследователь HP Девид Фэтел назвал эти нанобороздки “направляющими пикселами”, которые заставляют лучи света идти в различных направлениях. При этом дисплей не использует вращающихся зеркал, лазеров и множества графических процессоров. В нем нет движущихся частей, как в других подобных установках. Разработка находится на ранней стадии, и устройство выглядит не очень впечатляюще, но технические достижения налицо: трёхмерное изображение можно увидеть с расстояния до одного метра с любого угла со стороны дисплея, а видео со скоростью 30 кадр./с доступно в 90-градусном поле.

По мнению исследователя MIT Media Lab Гордона Вецштейна, разработка ученых HP Labs является одной из немногих инноваций, позволяющих создавать действительно трехмерные изображения, висящие в воздухе. Большинство 3D-телевизоров и других коммерческих продуктов используют старые оптические хитрости для получения иллюзии глубины. Новый же дисплей HP “является прорывом за последние 100 лет”, считает Вецштейн.

Ученые надеются, что их разработка может оказаться полезной в медицине, где требуется визуализация сложной информации, такой как молекулярный состав клетки. Также голограмма может применяться, например, для показа недорогой 3D-рекламы.