В апреле в клинике “Медицина” состоялось официальное открытие нового лечебного корпуса, в нем пациенты с онкологическими заболеваниями смогут получить комплексное медицинское обслуживание, которое сегодня успешно практикуется во всем мире. Данное событие явилось продолжением той работы, которую ведут руководители и коллектив клиники с 1990 г. по совершенствованию методов диагностики и лечения онкологических заболеваний. Строительство продолжалось два года и проходило не без сложностей, вызванных тем, что новое здание должно было точно вписаться в установленные пространственные границы.

Главной причиной, почему было решено построить именно онкологический центр, президент клиники “Медицина”, академик РАМН Григорий Ройтберг назвал катастрофическое отставание России в этой области. Так, в нашей стране продолжительность жизни после постановки диагноза, по официальным данным, составляет четыре года, тогда как в Европе — четырнадцать. Хотя и эти наши официальные четыре года г-н Ройтберг считает обыкновенной манипуляцией, а на деле ситуация еще более печальная.

Вместе с тем он обратил внимание на чрезвычайно высокий уровень заболеваемости, наблюдаемый в наше время. В частности, по данным израильской статистики (которая, по всей видимости, не слишком сильно отличается от отечественной), каждая седьмая женщина заболеет или уже больна раком молочной железы и такое же соотношение существует для рака простаты у мужчин.

Интересно, что, по мнению Григория Ройтберга, оснащение онкологического центра не следует рассматривать как некую инновацию в борьбе с онкологическими заболеваниями: “Мы просто взяли и полностью повторили все стандарты и лучшие мировые достижения в области технологий диагностики и лечения злокачественных опухолей. Тем самым мы создали центр, ничем не отличающийся по качеству от ведущих лечебных учреждений мира”. В клинике “Медицина” надеются, что применение на практике наиболее эффективных методов диагностики и лечения рака позволит поднять качество жизни онкологических пациентов в России на принципиально новый уровень и существенно увеличить продолжительность их жизни.

Сегодня в новом 12-этажном корпусе площадью 20,6 тыс. кв. м расположились онкологический центр Sofia, созданный совместно с центром Memorial Sloan-Kettering Cancer Center (США), клиникой Davidoff (Израиль) и отделением химиотерапии Университетской клиники Мартина Лютера (Германия), а также многопрофильный стационар, включающий сто одноместных палат, блок интенсивной терапии на 16 реанимационных коек, четыре операционных зала, приемный покой и диагностические отделения.

Общий размер инвестиций, направленных на строительство нового корпуса и приобретение оборудования, составляет 4,28 млрд. руб. Строительство осуществлялось за счет собственных средств клиники “Медицина”, заемных средств и инвестиций международной финансовой корпорации IFC. Как ожидается, открытие нового корпуса позволит дополнительно создать порядка 400 новых рабочих мест в течение трех лет.

Нововведения в лечении

В клинике “Медицина ” впервые в России лучевая терапия начала осуществляться на линейных ускорителях новой модели, позволяющей точечно воздействовать на новообразования, рассказал главный врач отделения, профессор Юрий Восканян. Данный метод лечения позволяет убить злокачественную опухоль путем воздействия на нее ионизирующего излучения. Ранее эта процедура была очень травматичной и опасной, вызывала много осложнений. Но произошедшие в последние годы значительные изменения в этой области превратили ее в ведущую технологию, с которой начинают своё лечение, например, 60% больных в США.

Отделение лучевой терапии находится в подвальном помещении нового здания на глубине 8 м и занимает площадь в 748 кв. м. Там находятся два современных линейных ускорителя TrueBeam американской фирмы Varian (один из них работает около месяца и к настоящему времени уже принял первые десятки больных, а второй находится в процессе установки, которая закончится в июле текущего года). Каждый ускоритель располагается в специальном бункере (каньоне), который отгорожен от остальных помещений дверью массой более 2,5 т и стенами толщиной более 2 м, что полностью исключает утечку ионизирующего излучения.

В ускорителе TrueBeam реализованы самые современные технологии, благодаря чему, по словам г-на Восканяна, он не имеют аналогов в мире по скорости, точности и безопасности излучения. Так, чрезвычайно высокая точность позиционирования мишени облучения (возможное отклонение пучка лучей от границы опухоли составляет всего 0,75 мм) позволяет удалять опухоль без хирургической операции за один сеанс. Для сравнения: при облучении опухоли легкого площадью 2 см2 с помощью линейных ускорителей предыдущего поколения, используемых сегодня в России, убивается 250 см3 ткани, тогда как TrueBeam сокращает площадь поражения в 30 раз — до 8 см3.

Такие показатели, отметил Юрий Восканян, обусловлены четырьмя ключевыми отличительными особенностями модели TrueBeam. Во-первых, в сам ускоритель встроен компьютерный томограф, позволяющий перед каждым сеансом облучения контролировать положение опухоли и корректировать направление пучка. Во-вторых, облучение проводится в трехмерном пространстве, когда пучок лучей движется вслед за опухолью, смещающейся вместе с дыханием пациента. В-третьих, установка обеспечивает режим сверхвысокой мощности облучения (до 2400 МЕ/мин, что в 11—12 раз больше, чем в обычных ускорителях) и позволяет распределять дозу энергии в объеме облучения (т. е. направить бóльшую дозу в более активные зоны опухоли, а наименьшую — на периферию). И наконец, весь сеанс облучения происходит за один оборот арки, занимающий менее 2 мин, что обеспечивает пропускную способность модели TrueBeam за одну смену (6 ч) — от 24 до 30 пациентов (для обычной установки — 6 больных за 8 ч).

Облучению предшествует процесс планирования лечения с помощью компьютерного симулятора, включающего 16-срезовый компьютерный томограф, систему лазерной навигации, которая строит координаты человеческого тела, и камеру инфракрасного слежения за дыхательными движениями. В результате сканирования пациента врач получает информацию о том, где находится каждая точка опухоли в трехмерной системе координат в любую фазу дыхательного цикла с точностью 0,7 мм. На основании этой информации он пишет предписание медицинскому физику — куда и какая доза должна быть направлена, а тот, в свою очередь, настраивает программу для линейного ускорителя.

Применение данной технологии однократного лечения считается безальтернативным для пациентов, которым требуется повторное облучение или у которых метастазы располагаются в труднодоступных местах. Оно не требует госпитализации в стационар и практически не сопровождается развитием лучевых осложнений.

Но для эффективного лечения пациентов одного ускорителя мало — нужна подготовленная команда, отметил г-н Восканян: “В течение года все специалисты отделения прошли обучение принципам работы с моделью TrueBeam и стажировку в ведущих международных клиниках. В дополнение к этому требуется строгое следование международным протоколам. Отступление от них — особенно при использовании доз высокой мощности — недопустимо, поскольку для пациента это может закончиться трагедией”.

Нововведения в ИТ-инфраструктуре

В новом корпусе реализована инновационная ИТ-инфраструктура по принципу Smart-клиники, куда входят в том числе Smart-операционные и Smart-палаты, оборудованные системами дистанционного управления, действующими по принципу “умного дома”.

В онкологическом центре используются системы цифровых архивов, которые позволяют хранить результаты медицинских исследований, получаемых с различного оборудования (компьютерный и магнитно-резонансный томографы, рентгеновские установки, аппаратура ультразвуковых исследований, эндоскопическое оборудование). Соответственно необходимыми требованиями к Smart-клинике стали электронная система передачи данных и централизованное управление инженерной и ИТ-инфраструктурой. Как утверждается, она рассчитана на большой объем передаваемой информации с высокой степенью безопасности и отказоустойчивостью, соответствующей требованиям законодательства РФ.

Smart-операционные оснащены автоматической системой контроля за анестезиологическим оборудованием. При этом вся аппаратура, используемая в операционных, заблаговременно настраивается с учетом всех необходимых данных, а во время операции производится видеозапись и запись показаний всех приборов, что дает возможность удаленной консультации специалистов.

Smart-палаты тоже оборудованы таким образом, чтобы предоставить пациентам и медицинскому персоналу оптимальные условия и высокий комфорт при проведении лечебно-диагностических мероприятий. Как рассказал менеджер проекта по созданию Smart-палаты Михаил Новиков, в каждой палате установлены два компьютера: планшет со специализированным ПО и сервер, располагаемый за большим телевизором на стене и предоставляющий возможности разграниченного управляемого доступа к электронной медицинской карте, управления инженерной инфраструктурой (шторами, жалюзи, кондиционером), не вставая с больничной койки. Помимо этого пациенты могут общаться со своими родственниками и близкими по скайпу, играть в интерактивные игры и даже выполнять свои рабочие обязанности, например читать электронную почту.

Еще одной новинкой Smart-палаты стала система заказа питания в стационаре, разработанная специалистами ИТ-службы клиники. С помощью этой системы пациенты могут выбирать себе питание в рамках назначенного доктором стола. Диетсестра осуществляет контроль сделанных заказов и формирует отчеты, по которым закупаются продукты на весь стационар.

В клинике “Медицина” надеются, что с полномасштабным введением в действие нового корпуса удастся на 15—20% увеличить число выявленных повторных злокачественных новообразований, в 5—8 раз снизить частоту рецидивов, на 15—20% снизить показатели онкологической запущенности и на 25—30% — статистику смертности от них.

К настоящему времени сделано самое главное — полностью автоматизировано управление качеством медицинской помощи, считает Григорий Ройтберг. Но на этом он и его коллеги не собираются останавливаться — уже сейчас идет строительство нового большого онкологического центра площадью 45 тыс. кв. м в Химках, который, как предполагается, вступит в действие через два с половиной года.