Некоторые соотечественники не любят читать не только проекты официальных документов, но и сами нормативные и прочие акты. Жаль, что государство пока не регламентирует необходимость всеобщего удовольствия от чтения подобных текстов — для знающих людей в этом контенте эмоций намного больше, чем в голливудских блокбастерах. Вдобавок появляется уникальная возможность увидеть будущее с точки зрения чиновников и получить ещё большее удовольствие от переплетения сюжетных линий.

В качестве иллюстрации посмотрим на только что опубликованный “План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013 — 2018 годов”. Далее выдержки из этого документа будем выделять курсивом, добавляя к ним свои комментарии.

Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде способствует повышению уровня жизни граждан и улучшения (орфография оригинала сохранена. — Ред.) бизнес-среды. Инструменты электронного правительства снижают административные барьеры, экономят миллионы часов полезного времени жителей страны, упрощают регистрацию компаний, получение согласований и разрешений.

Удобство системы государственных и муниципальных услуг в электронном виде приведет к тому, что в 70% случаев их оказания жители фактически предпочтут электронный, а не “бумажный” способ их получения. Помимо удобства для граждан предоставление государственных услуг в электронном виде ведет к снижению их себестоимости по сравнению с традиционным механизмом.

Как хорошо все начинается, и в соответствии с законами жанра эта идиллия заставляет задуматься, что чего-то мы не замечаем! Должно произойти нечто ужасное, что способно разрушить этот такой близкий лучший из миров.

Если граждане предпочитают электронные взаимодействия с государством, то для чего в эти дни продвигается идея передачи функций оператора инфраструктуры “электронного правительства” “Почте России”? А почтовики не скрывают, что во всех своих сорока тысячах почтовых отделений они хотят всего лишь открыть пункты приема заявлений на оказание государственных и муниципальных услуг. Далее письменное заявление будет переведено в электронную форму и… переслано для дальнейшей обработки в “Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг”, которые далее перешлют это заявление бюрократам, по должности обязанным эту услугу оказать! Вот такая борьба за “снижение себестоимости государственных услуг по сравнению с традиционным механизмом”.

Говоря иными словами, Минкомсвязи само себе противоречит, поскольку теория и практика идут в противоположных направлениях!

Показатель 1.1. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601), в процентах: 2013 год — 30% и далее ежегодное приращение по 5—10 процентов вплоть до 70% в 2018 году.

Стремление к научной добросовестности заставляет обращаться к первичным документам. В нашем случае это упомянутый президентский Указ, в пункте “в” которого сказано: “доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году — не менее 70 процентов”. Вроде принципиальных различий нет — что в одном документе, что в другом стоит цифра 70%. Но не там смотреть надо! “К 2018 году” означает на начало года, а если применить эту логику к году нынешнему, то получается, что у нас уже 30% граждан пользуется электронными госуслугами, что однозначно является припиской, завышающей реалии раз в пятнадцать! И на наших глазах начинают рушиться прекрасные показатели, за которыми стоят десятки миллионов так и не осчастливленных цифровым настоящим и будущим соотечественников. Чем не эпическая сцена блокбастера?

Ключевое событие 1.1. Утвержден стратегический документ развития предоставления государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде — 2 квартал 2014 года.

Это уже элемент детективной интриги, в рамках которой выясняется, что за 13 лет реализации проектов системы государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде, оказывается, она развивалась без стратегии! Впрочем, для специалистов это было и так известно, но такое официальное признание для неподготовленных соотечественников — новаторский сюжетный ход.

Ключевое событие 1.2. Граждане и бизнес могут оценивать качество предоставления государственных и муниципальных услуг через федеральный телефонный центр — 1 квартал 2014 года.

Вообще говоря, вроде именно об этом пела в вышедшей в 1981 году музыкальной мелодраме “Карнавал” Ирина Муравьева: “Позвони мне, позвони./ Позвони мне, ради Бога,/ Через время протяни/ Голос тихий и глубокий”… Да, римейки сейчас в моде, и чиновники тоже находятся в русле культурного мейнстрима. Ну, а результат и система мотивации такой телефонной новации те же, что и тридцать лет назад? А где социально-техническая инновационная интрига?..

Ключевое событие 1.3. Обеспечена выдача электронной подписи (ЭЦП) в 5 тыс. отделений почтовой связи Почты России — 4 квартал 2014 года.

Насчет почты мы уже писали, о показателях писали (к означенной дате 40% населения должно пользоваться электронными услугами). Получается, что по логике вещей для этих 40% уже некто обеспечил выдачу ЭЦП, то есть инфраструктура создана, сертификаты обновляются, и… тут на сцене появляется девушка из почтового окошка. Рынок ЭЦП переформатируется, появляются многочисленные киберзлодеи, соблазняющие девушку из окошка… Не очень оригинальный сюжетный поворот, но не все ж в сценарии должно радовать потребителя и приводить в восторг “удостоверяющие центры ЭЦП”…

Ключевое событие 1.13. Обеспечена возможность использования на Почте России сервиса юридически значимой электронной регистрации документов при обмене между органами власти, предпринимателями и гражданами — 2 квартал 2015 года.

Вот это сюжетный поворот! Оказывается, авторы сценария в предыдущем эпизоде поставили телегу впереди лошади и всех потенциальных пользователей ЭЦП убедили в полезности этого инструмента. Наивные граждане кинулись применять электронный идентификатор и… попали в юридическую ловушку! Интересно, сколько будет невинно пострадавших и в какую сумму исков к государству оценят такую сюжетную находку сами граждане?

Ключевое событие 1.7. Утвержден системный проект, определяющий техническую политику создания, эксплуатации и развития государственной системы, обеспечивающей оформление, выдачу и использование паспорта гражданина Российской Федерации в форме идентификационной карты с электронным носителем информации — 1 квартал 2014 года.

Ну как в блокбастере обойтись без покойника? В нашем случае это “Универсальная электронная карта”, которая к тому моменту должна достичь расцвета популярности и привлекательности. Не успела бедняжка в муках родиться и оправдать вложенные в нее немалые бюджетные средства, как некие люди уже разрабатывають планы, как от нее избавиться… Но — всё в духе времени: закопать инвестиционный проект и на его основе… вновь осваивать бюджетные средства!

Ключевое событие 1.15. В планах информатизации государственных органов предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества оказания государственных услуг (выполнения функций) (ежегодно) начиная с 1 квартала 2014 года.

Как и положено в мелодрамах, слеза наворачивается! Как нам дожить до 2014 года, когда до этого времени никто из чиновников не обязан “предусматривать мероприятия, направленные на повышение качества оказания государственных услуг”. Раньше не слишком цивилизованные завоеватели давали своим воинам время на разграбление городов и иной беспредел, который затем должен быть сменен приматом права, порядка и качественного управления. Сейчас, оказывается, это делается тихо и в стилистике вышедшего в свет еще в 2003 году “Кода да Винчи” Дэна Брауна. Пункт 1.15 — и… качество нам не нужно! Разумеется, временно! В развитии этой сюжетной линии и следующий пункт.

Ключевое событие 1.16. Проведена ежегодная оценка влияния исполнения планов информатизации государственными органами на качество оказания государственных услуг (выполнение функций) — 2 квартал 2015 года.

И как дожить нам два года до этой даты? А если что в процессах обеспечения качества электронных услуг пойдет не так, как в цивилизованных странах? Неужели упорно тиражировать недостатки и умиляться отсутствию в этой сфере госконтроля?..

Ключевое событие 1.17. Разработаны стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и муниципальных образований — 4 квартал 2014 года.

Ключевое событие 1.18. Стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий применяются в деятельности органов государственной власти — 4 квартал 2015 года.

Это напоминает сюжет фильма итальянского режиссёра Дамиано Дамиани “Признание комиссара полиции прокурору республики”, получившего Золотой приз на ММКФ 1971 года. Кроме того, свидетельствует о зависти некоторых отечественных чиновников к славе Джулиана Ассанджа и Эдварда Сноудена. Оказывается, 13 лет вся информатизация делается в России без стандартов и методических документов, которые только еще через полтора — два с половиной года предстоит создать…

Ключевое событие 1.21. Возможность получения населением, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами власти на едином портале государственных и муниципальных услуг в режиме реального времени полной и актуальной информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты соответствующих услуг — 4 квартал 2015 года.

Вот это действительно подарок — гарантия двух с половиной лет спокойной жизни для коммунальной мафии. Пусть президент и премьер мечут гром и молнии, пусть граждане возмущаются закрытостью этой касающейся каждого сферы, а главные герои должны спокойно внимать этой суете!

Ключевое событие 1.22. Возможность получения объективной информации для принятия решений при рассмотрении обращений предпринимателей и граждан при проведении электронных торгов по распределению государственного и муниципального заказа, имущества и имущественных прав со стороны государства и муниципальных образований — 2 квартал 2014 года.

Правильно! И коррупционерам с электронных площадок надо дать передышку. Заодно и власть может спокойно объяснять, что она не имеет “объективной информации для принятия решений при рассмотрении обращений предпринимателей и граждан”. Прямо картина нидерландского художника Иеронима Босха (XIII век). И еще одна смысловая гиперссылка на роман Дэна Брауна. Так переплетаются сюжетные линии.

Ключевое событие 1.24. В субъектах Российской Федерации создан механизм координации расходов на информатизацию государственных и муниципальных органов власти — 3 квартал 2015 года.

Как вы не можете понять, что сложное это дело поделить, то есть скоординировать расходы на информатизацию государственных и муниципальных органов власти. Поэтому сейчас никакой координации (!), иначе вас не пощадят. В кино это называется “черная метка” для инновационно-ориентированного героя.

Ключевое событие 1.25. Проведен мониторинг эффективности расходования средств на информатизацию государственных органов власти субъектов Российской Федерации — 2 квартал 2016 года.

Это один из немногих безупречно логически выверенных пунктов, поскольку в соответствии с национальной традицией обещанных контрольных проверок ждут три года. Плюс нельзя так сразу завершать кинематографическую интригу — поймают или не поймают в условиях системной коррупции!

Ключевое событие 1.26. Принята концепция региональной информатизации до 2018 года — 2 квартал 2014 года.

Проходной сюжетный поворот. Давно обещают, и на этот раз всё обойдется. А если не обойдется? Вы что, верите, что можно движение по орбите анархии региональной информатизации, продолжающееся вот уже десятилетие, одним документом завершить? Авторы “Плана” говорят вам: разговоры о единой государственной политике в сфере информатизации на самом деле миф… Скажем за это спасибо честным людям! Тем более, что эти честные люди в следующем пункте утверждают — нечего беспокоиться!

Ключевое событие 1.27. Субъектами Российской Федерации приняты программы информатизации с учетом концепции региональной информатизации до 2018 года — 4 квартал 2015 года.

Говоря иными словами, в Минкомсвязи убеждены в тугодумстве регионов, которым нужны дополнительные полтора года, чтобы понять смысл федеральной концепции региональной информатизации и что-то аналогичное написать для себя. Не станем спорить, ибо интеллектуальные качества региональных коллег из Москвы видны лучше.

Ключевое событие 1.29. Обеспечена возможность передачи информации о местонахождении абонента при звонке в экстренные службы (112) — 4 квартал 2017 года.

Этот сюжетный поворот не для всех понятен. Нам предлагают еще четыре с половиной года ждать экстренно оказываемой услуги. При этом зарубежный опыт более оперативного развертывания аналогичных систем использовать нам нельзя, чтобы не засветить всю сеть нелегалов. А как иначе узнать общеизвестные сведения?

Ключевое событие 2.3. Приняты нормативные правовые акты, направленные на улучшение условий работы ИТ-компаний в России, включая благоприятный режим налогообложения и реализацию опционных программ для сотрудников — 2 квартал 2015 года.

Это из серии столь любимых некоторыми радиостанциями “приветов”. В нашем случае главный герой с улыбкой передает привет ИТ-компаниям России. По мнению автора статьи, в кино это образ какого-то заторможенного садиста, а не героя…

Показатель 3.1. Доля граждан, удовлетворенных качеством работы Почты России, в процентах — в 2013 году 15% и далее увеличение вплоть до 60% в 2018 году.

Вот это действительно талантливо!!! В одном пункте размещены две гениальные идеи — заявка на многолетний сериал под условным названием “Я не удовлетворен…”. И вторая, уже политтехнологическая идея: мы передадим “Почте России”, которой не удовлетворены в настоящее время 85% граждан, право через систему “одного окна” этим самым гражданам получать доступ к государственным услугам. В результате получаем суперримейк фильма о бунте Емельяна Пугачева, натурную реализацию фильма про восстание Спартака и разбавляем документальными кадрами про аналогичные современные народные гулянья.

Завершающие титры

Исходя из процитированного читатель сам сможет сделать вывод о качестве упомянутого ведомственного документа, даже не знакомясь с иными его пунктами. По мнению же автора статьи, “План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013 — 2018 годов” можно достаточно оперативно улучшить.

Для этого необходимо документ дополнить мультимедиа и системой цифрового многоканального звука для кинематографа Dolby Digital. Только представьте, как тогда будет выглядеть и звучать каждый пункт. Вау! Гарантирую, вы забудете про попкорн!!!

Что же касательно интеллектуального наполнения, так оно чуждо блокбастерам по определению! И наш случай не исключение. Никакого упоминания об интеллектуальных городах и роли министерства в их развитии, никакой поддержки теоретических исследований процессов информатизации и разработки на их основе соответствующих моделей, ни единой фразы о создании и развитии геоинформационной технологии (а может, авторы документа и не знают, что это один из инструментов информатизации общества?). Ни слова об информационной безопасности (Минкомсвязи не занимается ею), и много чего аналогичного в документе нет.

Впрочем, все претензии от лукавого, а вот чего по-настоящему жаль, так это что нет в документе мультимедиа и Dolby Digital…

P. S. Минкомсвязи разработало упомянутый “План” в рамках выполнения указаний В. В. Путина, которые он сформулировал в начале июня на встрече с вице-премьерами, подвергнув критике пятилетние планы правительства. Президента не устроило ни качество документов, ни их содержание, а также отсутствие конкретики. Насколько добросовестно чиновники выполнили распоряжение — читателю самому судить.

При этом в Минкомсвязи упустили из внимания еще одно указание — Президент поставил перед гражданами задачу контролировать чиновников. И автор статьи надеется, что уполномоченные должностные лица не только ответят по существу высказанных замечаний (несмотря на их ироничную форму), но и смогут дополнить “План” механизмами, в рамках которых деятельность министерства станет частью коллективных усилий по формированию “информационного общества”.

Автор статьи — доктор социологических наук, независимый эксперт.