Российские компании все чаще исповедуют прагматический подход к автоматизации управления, внедряя не полнофункциональные ERP-системы, а приложения, решающие критически важные для их бизнеса задачи. Таково мнение вице-президента консалтинговой группы “Борлас” Аркадия Карева, которое он высказал на презентации проекта, выполненного “Борласом” в корпорации “ТехноНИКОЛЬ”. Здесь на основе двух продуктов из семейства Oracle Value Chain Planning (Demantra Demand Management и Strategic Network Optimization) была построена система планирования продаж и операций для предприятий, занимающихся производством негорючих теплоизоляционных материалов из каменной ваты.

Как рассказала директор по развитию производственной системы и руководитель проекта со стороны “ТехноНИКОЛЯ” Татьяна Бертова, ее компания — один из крупнейших производителей и поставщиков гидро-, тепло- и звукоизоляции, в состав которой входят 37 заводов в России, Украине, Белоруссии, Литве и Чехии, собственная торговая сеть и представительства в 35 странах. Производством материалов из каменной ваты занимаются шесть заводов, их продукция продается в более чем в 100 регионах России и зарубежья. Около 30% затрат уходит на планирование и осуществление поставок как исходных материалов, так и готовой продукции.

По мнению Аркадия Карева, размер прибыли компании на 80—90% определяется качеством стратегического и тактического планирования и лишь на 10—20% зависит от операционного управления.

В “ТехноНИКОЛЕ” стратегическое планирование осуществляется на 5—10 лет вперед, а тактическое — с горизонтом 1—1,5 года. Объемы производства существенно зависят от сезонных колебаний спроса, которые к тому же варьируется от региона к региону. В созданной системе сначала с использованием Oracle Demantra на основе исторических данных строится прогноз спроса, который может уточняться экспертами. После утверждения прогноза в дело вступает ПО Oracle Strategic Network Optimization; с его помощью строится детальная интегрированная модель цепочки поставок, объединяющая прогноз спроса, схемы снабжения производства всех заводов, хранения и доставки продукции. Далее выполняются скользящее понедельное планирование и оптимизация материальных и ресурсных потоков с учетом подробной структуры затрат и прибыли и находится оптимальное решение в цепочке поставок, минимизирующее стоимость потоков и максимизирующее прибыль.

Директор департамента бизнес-приложений Oracle СНГ Елена Миронова, ссылаясь на исследование, проведенное компанией Dynamic Markets в девяти странах региона EMEA, обратила внимание на то, что многие компании не учитывают риски неблагоприятных событий, способных нарушить работу цепочек поставок. При этом на восстановление цепочки поставок в среднем уходит 63 дня и тратится 520 тыс. евро. В России затраты оказались заметно ниже (290 тыс. евро), что, по видимому, связано с тем, что в нашей стране лишь 9% компаний не проводят оценку рисков (в остальных странах таковых было 58%). В системе, построенной в “ТехноНИКОЛЕ”, полноценное управление рисками не реализовано, но, как полагает Татьяна Бертова, их можно грубо учесть, создав несколько планов, часть из которых принимает во внимание те или иные неблагоприятные ситуации.

Проект стартовал в январе 2012 г. и был завершен в декабре. По словам г-жи Бертовой, первые пять месяцев ушли на выработку требований, выбор системы и поиск подрядчика-консультанта, которым в конечном итоге стал “Борлас”. Следует отметить, что до этого в “ТехноНИКОЛЕ” бизнес-приложения Oracle не использовались вовсе. Для финансового и управленческого учета в компании служит “1С УПП”, для управления активами — Infor EAM, для анализа данных в корпоративном хранилище — SAP BW и QlikView. Со стороны заказчика в реализации проекта было задействовано пять сотрудников, а пользуются системой на регулярной основе около 50 менеджеров компании. Затраты на проект составили 5,7 млн. руб., и практически вся эта сумма была выплачена за консалтинговые услуги “Борласа”. Дело в том, что оборудование и программные лицензии “ТехноНИКОЛЮ” покупать не пришлось. Они было получено в рамках модели Oracle Business Process Outsourcing (BPO), которую Елена Миронова не совсем корректно охарактеризовала как облачную.

Суть модели в том, что система функционирует на площадке провайдера, в роли которого в данном случае выступает компания КРОК, а “ТехноНИКОЛЬ” производит ежемесячные фиксированные платежи. По сути речь идет о хостинге, и, следовательно, суммарные затраты на систему будут постепенно нарастать. Затраты же на консалтинг, по утверждению Татьяны Бертовой, уже окупились за счет более экономного использования складских площадей.