Благодаря широкому распространению мультимедийных смартфонов и планшетов, увеличению скорости беспроводных каналов связи и расширению Wi-Fi-покрытия некогда весьма дорогие решения для видеокоммуникаций постепенно превращаются в инструмент массового использования. Параллельно мы наблюдаем превращение видеосвязи в новый стандарт корпоративных коммуникаций.

Сегодня многие компании реализуют географически распределенный подход к организации своей деятельности. По данным IDC, во всем мире сейчас насчитывается более миллиарда сотрудников, работающих в дистанционном режиме. Общение по видео решает сразу несколько бизнес-задач: во-первых, обеспечивает возможность командной работы независимо от физического присутствия в офисе, во-вторых — существенно сокращает затраты на командировки (по данным наших клиентов, как минимум на 30%). Но что самое важное, экономит бесценный для бизнеса ресурс — время и помогает решать одну из самых серьезных проблем современности — достижение баланса между работой и личной жизнью. Переговоры с партнерами, совещания и презентации все чаще проходят не в офисах, а в кафе, в машине по дороге к дому или офису, по пути в аэропорт. Системы видеосвязи “переезжают” со стационарных компьютеров в смартфоны и планшеты, а разнообразие поддерживающих видеоприложения операционных систем открывает перед пользователями широкий выбор аппаратных платформ для мобильного видеообщения.

Рост популярности видеокоммуникаций приводит к заметному увеличению доли видео в общем трафике передачи данных и является определенным вызовом для интернет-провайдеров и операторов сотовой связи как с точки зрения новых возможностей, так и новых проблем. Согласно прогнозу компании Ericsson о состоянии мирового рынка мобильного широкополосного доступа, трафик данных в ближайшие годы покажет существенный рост (к 2018 г. он увеличится в 12 раз), главным образом за счет активного развития видеосервисов, которые будут занимать наибольшую долю в его структуре. При сохранении текущей динамики ожидается, что объем видеотрафика будет расти примерно на 60% в год.

Прогноз весьма оптимистичный и не может не радовать, особенно нас, разработчиков и поставщиков видеорешений. Но прогнозы сбываются при определенных условиях, если не возникает непредвиденных барьеров. В данной ситуации все потенциальные барьеры вполне очевидны: это неготовность каналов и самих мобильных устройств к повышенным нагрузкам.

Операторы, работающие в разных регионах, сталкиваются с разными ситуациями. В государствах с развивающейся рыночной экономикой, например в Латинской Америке и в ряде стран Азии, операторы строят современные сети с нуля. Уникальные конкурентные и законодательные условия, сложившиеся в этих странах, дают операторам большую свободу тарификации услуг и возврата инвестиций в инфраструктуру.

В России ситуация выглядит несколько иначе. На текущий момент качество существующих уже не первый год каналов отстает от темпов роста популярности видеорешений, а “лоскутный” характер сетей сотовой связи 3G серьезно ограничивает возможности широкополосного доступа. На текущий момент большинство операторов продолжает уделять повышенное внимание “голосу”, что не удивительно, так как именно “голос” составляет сегодня их основной доход. При этом развитие других видов связи, в том числе видео, является приоритетом номер два. Очевидно, что повышенные нагрузки, связанные с увеличением доли видео на не готовую к ним сеть, не лучшим образом сказываются на качестве коммуникаций. Ситуация развивается стремительно. Еще год тому назад можно было разговаривать по скайпу за рулем автомобиля практически без проблем, а у жителей Москвы редкие сбои возникали по понятным причинам только в районе здания МИД. За последний год качество связи сильно упало. Так уже было на заре развития аудиосервисов, когда у пользователей появилась возможность закачивать и передавать музыку по сети. В результате в Интернете стали появляться “сетевые пробки”, создающие проблемы, сравнимые с пиками потребления электричества во время аномально жаркой или холодной погоды.

Проблем, ограничивающих возможности качественного использования мобильных видеорешений, как минимум две. Первая состоит в том, что канал связи, по которому передается информация, должен быть скоростным, то есть обладать достаточной пропускной способностью. Существующие каналы вполне подходят для передачи аудиосигнала, но высококачественную передачу видеопотока обеспечивают не всегда.

Вторая проблема — это “рваность” каналов. То есть передаваемых данных, что называется, то густо, то пусто. Если эту проблему в трансляции можно решить увеличением буфера данных на принимающей стороне (а значит, за счет увеличения задержки), то для реального режима времени такое решение не работает, так как мешает живому общению.

Быстрота решения этих проблем — вопрос времени. Так или иначе операторы сетей не смогут обойти их стороной, стимулом к решению станет существенный рост доходов от видеосвязи. Текущая ситуация является для них серьезным вызовом: чтобы получить максимальную выгоду в будущем, они должны серьезно обновить свою инфраструктуру в настоящем.

Этим барьеры на пути массового использования видеосвязи не исчерпываются. Парадоксально, но факт: то, что является сегодня драйвером рынка, в то же время отчасти и тормозит его развитие. Речь идет о мобильных устройствах. Очевидно, что подавляющее большинство мобильных устройств располагают пока еще менее мощным процессором, чем их стационарные “собратья”, что не может не ограничивать их возможности по обработке видео. Процессоры современных мобильных аппаратов поддерживают кодирование и декодирование видео, но нуждаются в повышении производительности. Их основная проблема — недостаточная скорость обработки аудио- и видеопотока, то есть кодирования передаваемых и декодирования получаемых данных. Если устройство не успевает обрабатывать поток, появляются пропущенные кадры, сбои в речевом канале — иными словами, в потоковом видео возникают проблемы так называемых фризов, когда картинка замирает, так как нужный объем видео “не пролазит” в узкий канал. Попробовав пару раз запустить видеообщение через мобильный телефон и столкнувшись с такими проблемами, пользователь вряд ли захочет повторить неудачный опыт еще раз. На доступных сегодня устройствах требуемое качество видеосвязи достигается с трудом. Чтобы при обработке видеопотоков обеспечить минимальную задержку, абонентское устройство должно иметь достаточно мощный процессор.

Организовать качественные видеокоммуникации в реальном времени на мобильных устройствах — задача непростая, но вполне решаемая. Сейчас сложно спрогнозировать, как быстро мы сможем перейти с голосового общения на видео в массовом порядке. Понятно, что произойдет это не завтра, но обязательно произойдет. Двигателем прогресса станут в первую очередь сами потребители. Востребованность видеорешений уже сегодня достаточно высока и будет нарастать с каждым годом. И в том, чтобы обеспечить достойный ответ, напрямую заинтересованы все задействованные в этом процессе игроки рынка.

А пока проблема каналов и мощности самих устройств до конца не решена, производителям и поставщикам программного обеспечения для видеокоммуникаций приходится изобретать все новые способы обеспечения высококачественной связи в любых условиях. За последние десятилетия было разработано множество алгоритмов качественного кодирования видеосигнала, защиты медиатрафика от потерь, адаптивной джиттер-буферизации, которые позволяют оптимистично смотреть на решение проблемы доставки видео на мобильные устройства.

Так или иначе, мир движется в мобильном направлении: быстрыми темпами растут диагонали экранов, увеличивается количество мегапикселов в камерах, и уже никого не удивишь четырехъядерным процессором в смартфоне. И массовое распространение мобильной видеосвязи может быть ближе, чем кажется. Чтобы извлечь из этого феноменального роста максимальную выгоду, компании, владеющие интернет-магистралями, должны вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры и серьезно перестроить свой бизнес.

Тот, кто медлит, на быстро меняющемся рынке не удержится. Ну а производители программного обеспечения уже сегодня направляют массу усилий на то, чтобы обеспечить действительно качественную мобильную видеосвязь.

Автор статьи — руководитель отдела разработки компании Mind.