С годами взаимосвязь бизнеса и ИТ становится всё более очевидной, и сегодня к компаниям из финансовой и телекоммуникационной сферы, где ИТ уже являются неотъемлемой частью ведения бизнеса, присоединяются предприятия и организации из других областей деятельности. Вопросы использования современных технологий в секторе проектирования и строительства стали предметом беседы очередного гостя нашей традиционной рубрики “Кто он, современный ИТ-руководитель?” директора ИТ-департамента ЗАО “Росинжиниринг” Владимира Лебединского с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой.

PC Week: Вы прошли стандартный для многих путь в ИТ-индустрии — от работы в службе технической поддержки пользователей до руководителя ИТ-подразделения. Причем значительная часть этого пути была связана со строительной сферой. В чём вы видите специфику использования ИТ в этой области и конкретно в вашей компании?

Владимир Лебединский: ЗАО “Росинжиниринг” — компания, предоставляющая весь комплекс услуг в сфере проектирования и строительства горнолыжной инфраструктуры (начиная с предпроектного анализа и формирования концепции построения всех необходимых систем и логистики и заканчивая организацией сдачи объекта), а также инжиниринговые услуги по ее техническому сопровождению на протяжении всего жизненного цикла. Поэтому главной особенностью применения ИТ для нас является обеспечение совместного проектирования объектов на обширных горных территориях. Если сравнить нашу деятельность с проектированием в городе, то там распространена в основном точечная застройка или застройка небольших выделенных территорий. Мы же имеем дело с территориями, площадь которых превышает 100 кв. км, что существенно усложняет всю работу, поскольку требуется отдельно проектировать дороги, отдельно — горнолыжные трассы, отдельно — сети, коммуникации, но всё необходимо увязать воедино. Это становится возможно лишь при комплексном подходе к проектированию с предварительной разработкой 3D-мастер-плана, когда на реальном рельефе местности размещаются объекты, сети, дороги, коммуникации, благодаря чему можно увидеть, каким будет тот или иной объект, дорога, горнолыжная трасса или территория в целом.

PC Week: Какие программные продукты вы применяете в проектировании?

В. Л.: Проектная деятельность связана с экспертными согласованиями, а значит, с проведением множества расчетов. Для нас эта работа усложняется тем, что на горной территории возводимые объекты должны иметь сейсмическую устойчивость на уровне девяти баллов. Поэтому необходимы разнообразные расчеты нагрузок: на железные или бетонные каркасы, на фундаменты и пр. А это в свою очередь требует огромного количества всевозможного узкоспециализированного ПО: для железных каркасов — своя программа расчета нагрузок, для бетона — своя и т. д. И в этом также заключается специфика использования ИТ в нашей сфере.

В настоящее время специалисты “Росинжиниринга” работают с программными продуктами как зарубежных, так и российских производителей, причем объем отечественного ПО уже приближается к 30%. В качестве платформы для сведения всех проектных данных и их анализа была выбрана геоинформационная система (ГИС) ArcGIS Enterprise Server 10. Эта платформа содержит обширный инструментарий для доступа к пространственным данным и их анализа, благодаря чему мы реализовали в системе богатый функционал по поиску пространственных коллизий между смежными проектами для минимизации количества ошибок и накладок в проектах, охватывающих огромные площади. Эта система становится единственным источником актуальных данных, что также плодотворно влияет на сокращение издержек при совместной работе проектировщиков. Причем доступ к геоданным можно получать как из САПР-приложений (это важно, так как проектировщикам удобно работать в продуктах, которые они знают), так и через веб-интерфейс — эта возможность интересна менеджерам проектов, руководителям. Разработав свой собственный веб-клиент, мы не только предоставили удобный инструмент для управленческого звена компании, но и значительно сэкономили на лицензиях САПР-приложений.

PC Week: Специфика выполняемых вашей компанией проектов, очевидно, отражается и в тех требованиях, которым должна удовлетворять ИТ-инфраструктура…

В. Л.: Да, это так. В частности, поскольку мы имеем дело с большими территориями, приходится особым образом строить работу с документами, содержащими государственную тайну. Эти ограничения привели к тому, что мы выстроили для первого отдела отдельную современную ИТ-инфраструктуру.

Объемы файлов, с которыми приходится иметь дело проектировщикам, могут достигать 800—900 Гб. Чтобы было комфортно работать с такими файлами, мы построили СКС 6-й категории с пропускной способностью 1 Гбит/c, а сейчас изучаем возможность применения VDI-технологий (тонких клиентов) на рабочих местах проектировщиков, обеспечив им требуемый уровень задержек при работе в САПР-приложениях.

Высокие требования у нас предъявляются и к инфраструктуре печати (в нашем случае речь идет о цветной печати), поскольку для проектной организации своевременный выпуск документации сродни печатанию денег. Поэтому печать у нас возведена в ранг одного из самых критичных сервисов, который работает в режиме 24х7. В своем парке мы имеем шесть плоттеров OCE формата вплоть до A0+ и пять лазерных МФУ Xerox 5-й серии формата А3, которые эксплуатируются в круглосуточном режиме.

Отдельный предмет заботы — организация связи на строительных площадках. Зачастую работы ведутся одновременно на нескольких высотах и в местах, где нет привычных нам сетей сотовой связи, а о кабельных линиях и говорить не приходится. Поэтому затраты на связь — одна из существенных статей нашего бюджета, и мы постоянно их оптимизируем.

PC Week: Вы ощущаете поддержку со стороны руководства компании? И как складываются отношения между ИТ-департаментом и бизнес-подразделениями?

В. Л.: Два года назад, когда я пришел в компанию, состояние ИТ здесь было удручающим. Но постепенно нам удалось добиться от руководства понимания, что надо вкладывать деньги в ИТ, чтобы поддерживать устойчивый рост бизнеса. Первым крупным для нас проектом стало преобразование ИТ-инфраструктуры — такая необходимость возникла вследствие переезда в новый офис, который мы подготовили для наших пользователей фактически с нуля.

В 2012 г. был введен в эксплуатацию новый ЦОД, обновлено всё серверное оборудование, внедрена IP-телефония, разработан и реализован проект новой логической ИТ-инфраструктуры и почтовой службы, спроектирована система управления конфигурациями, внедрена система учета заявок. В результате в компании удалось заложить современный ИТ-фундамент, позволяющий нам подключать к корпоративной сети удаленные филиалы и площадки и разворачивать по требованию бизнеса любые необходимые ему сервисы.

В прошлом году мы заключили внутренние договора с бизнес-подразделениями на предоставление им ИТ-услуг (от приобретения техники и расходных материалов до предоставления серверных мощностей и дискового места на СХД), при этом каждое подразделение самостоятельно принимало решение относительно параметров оказываемых ему ИТ-услуг с целью оптимизации своих затрат. Как результат — бережное отношение к технике, только обоснованная ее замена, отказ от использования персональных принтеров с переводом печати на этажные МФУ, отсутствие необоснованного дублирования информации на файловых ресурсах.

Таким образом мы приближаемся к основной цели, которую я преследую на своем посту — реализовать сервисный подход к использованию ИТ-ресурсов, включая “ИТ-инфраструктуру как сервис”, с понятным и прозрачным ценообразованием и предсказуемым качеством услуг.

Движение в этом направлении уже сейчас дает положительный эффект: отслеживая качество предоставляемых услуг и работая над их себестоимостью, мы становимся все более предсказуемыми и для пользователей, и для бизнеса в целом. Кстати, не редки случаи, когда в ИТ-департамент обращаются партнеры и подрядчики нашей компании с просьбами о реализации тех или иных ИТ-проектов или предложениями взять их на обслуживание.

PC Week: Вы не рассматриваете вопрос о том, чтобы часть своих задач передать на аутсорсинг?

В. Л.: Я сторонник того, чтобы корректно считать затраты, в том числе с учетом альтернативных предложений, но отчетливо понимаю, что не все можно отдать на аутсорсинг. Если мы хорошо понимаем задачу и представляем, как должно выглядеть ее решение и как можно построить взаимодействие со сторонним подрядчиком, то прибегаем к аутсорсингу. В частности, мы отдаем на аутсорсинг обслуживание старой АТС Samsung (администраторы не тратят время на то, чтобы разбираться с устаревшими технологиями), разработку и поддержку специфического ПО, обслуживание печатной техники (в виду использования сложных современных аппаратов и критичности самого сервиса). Кстати, мы рассматривали вопрос о заключении договора на полное техническое обслуживание (FSMA) наиболее загруженных аппаратов OСE, но на данном этапе не увидели в этом выгоды для себя.

PC Week: Штат вашего департамента за последние годы заметно вырос. Трудно было подбирать персонал?

В. Л.: Конечно, трудно. И это явным образом проявилось в сроках подбора персонала. Меньше чем за два месяца нам еще не удавалось найти ни одного ИТ-специалиста. Причем не могу сказать, что мы предъявляем слишком жесткие требования к кандидатам или предлагаем им невысокую зарплату — на мой взгляд, у нас это все сбалансировано. Да, некоторые наши позиции подразумевают большой стаж и глубокие знания в предметной области, но в целом я пришел к выводу, что большинство людей упускают из виду, что параллельно с работой надо учиться, получать дополнительные знания в смежных областях, заниматься самообразованием. Те, кто забыл об этом, рискуют проиграть конкурентную борьбу на рынке труда.

В нашем департаменте ИТ-обучению уделяется серьезное внимание — есть выделенный на эти цели бюджет, и он непременно выполняется. Правда, здесь тоже не обходится без проблем в связи с тем, что уровень подготовки преподавателей в некоторых учебных центрах оставляет желать лучшего.

PC Week: Вы сами проходили обучение в последнее время?

В. Л.: С прошлого года у нас в компании запущен серьезный проект по обучению руководителей среднего звена (директоров департаментов и начальников отделов) в областях тайм-менеджмента, лидерства, управления коллективом. Я тоже стал его участником и почерпнул много нового, что стараюсь применять в работе. Кроме того, в нынешнем году я присоединился к клубу SPB CIO CLUB, где у меня есть возможность обмениваться мнениями с другими ИТ-директорами, получать профессиональные советы и конструктивную критику. Стараюсь посещать заседания клуба регулярно.

PC Week: Что сегодня вы считаете основной проблемой в вашей работе?

В. Л.: К сожалению, очень часто приходится реализовывать проекты со сроком “вчера”, тогда как их можно было бы выполнить в плановом режиме, без особой спешки, без лишних затрат. Как правило, это прямое следствие того, что ИТ-департамент не был вовремя проинформирован о планах развития бизнеса. Не могу сказать, что в компании нет диалога между высшим руководством и ИТ-департаментом, но в идеале хотелось бы принимать участие в обсуждении проектов еще на стадии предварительных расчетов, предшествующей их старту. Тогда у нас была бы возможность представить свое видение возможных проблем при реализации проекта и путей их преодоления. Конечно, чтобы получить доступ к принятию решений, нам еще нужно подрасти, но пока стараюсь не упускать возможности разъяснять руководству, что компания сможет зарабатывать больше или потратить меньше, если будет прислушиваться к мнению ИТ-департамента.

PC Week: Спасибо за беседу.