На прошедшей в конце октября под эгидой IBM конференции “Новые банковские сервисы: от идеи к воплощению в оптимальный срок”, внимание участников было сфокусировано на том, как в решении указанной задачи могут использоваться средства управления бизнес-процессами. Как подчеркнул руководитель по развитию BPM-решений подразделения IBM Growth Market Unit Андреас Дакс, сегодня в условиях жесткой конкуренции приоритетом для кредитных учреждений становится не просто эффективность бизнес-процессов, а их четкая ориентированность на клиентов. А это означает, что процессы должны опираться на самые современные технологии: мобильные, облачные, социально-сетевые и Big Data.

В арсенале IBM есть целый ряд инструментов для решения указанных задач. Это флагманский продукт IBM Business Process Manager, мобильная платформа Mobile First, средства поддержки принятия решений на базе механизма бизнес-правил Decision Engine и облачная среда для коллективной работы по проектированию бизнес-процессов Blueworks Live. Насколько активно они используются российскими банками? По словам руководителя направления по продажам интеграционных решений и решений по управлению бизнес-процессами представительства IBM в России и странах СНГ Эдуарда Долгалева, отдельные кредитные учреждения прибегают к помощи Blueworks Live и Mobile First, но о массовом их применении говорить пока не приходится.

Судя по всему, внедрение средств BPM находится в российских банках на ранней стадии. Представленные участникам конференции проекты в Бинбанке и в банке “Тинькофф Кредитные Системы” были направлены на управление бизнес-процессами и правилами обработки кредитных заявок. Первому учреждению удалось снизить операционные риски, создать единый репозиторий документов по заявкам, договорам, клиентам, залогам, на 35% сократить издержки при обработке кредитных заявок и на 40% ускорить процедуру рассмотрения заявки. Второе сократило сроки рассмотрения заявки с часов до минут и получило возможность быстро вносить изменения в тот или иной процесс силами бизнес-менеджеров, не привлекая для этого ИТ-специалистов.

Результаты, что и говорить, замечательные, но они несколько меркнут в свете выступления Жорже Суареша — директора управления банковскими процессами одного из крупнейших португальских кредитных учреждений Banco Esprito Santo. Здесь автоматизировано более 1000 бизнес-процессов, для чего пришлось интегрировать около 60 прикладных систем. В активном состоянии находится почти 1 млн. экземпляров процессов, и ежедневно регистрируется 550 тыс. обращений к ним. В электронном архиве хранится уже более 1 млрд. документов.

Следует учитывать, что работы по направлению BPM начались в Banco Esprito Santo еще в 1999 г., и на первых порах там тоже было охвачено совсем немного процессов: к 2006 г. их было только 4, в 2009-м — 7, а в 2012 г. это число подскочило к отметке в 1000. Причин, объясняющих такую динамику, несколько. Прежде всего, процессы по своей сложности существенно разнятся. Самые сложные, такие как открытие счета, включают 200 и более активностей, требуют интеграции множества приложений и привлечения квалифицированных ИТ-специалистов. Их развертывается 1–2 в год, и к настоящему времени таковых внедрено около десятка. Процессы средней сложности включают от 50 до 100 активностей, и за год вполне можно развернуть десяток подобных процессов. И наконец, есть масса простейших процессов, которые могли бы, при наличии соответствующего инструментария, строиться самими участвующими в них сотрудниками. Именно они и определили тот гигантский скачок, произошедший за последние три-четыре года, когда в банке было построено и автоматизировано около 1000 бизнес-процессов. Определенную роль сыграло также повторное использование множества элементов процессов, спроектированных и отлаженных ранее. Если в 2009 г. численность группы, занимающейся бизнес-процессом, составляла около 70 человек, то в 2012-м она снизилась до 35.

По данным ведущих аналитических агентств, IBM — один из признанных лидеров мирового рынка BPM. Однако каковы позиции корпорации в этом сегменте в нашей стране, сказать трудно. Андреас Дакс привел оценку доли семейства ПО промежуточного слоя IBM WebSphere (куда входят и инструменты BPM) на российском рынке middleware, сделанную IDC – 40% в 2012 г. Сама IBM утверждает, что ее выручка от продуктов WebSphere в России и странах СНГ составляет примерно 100 млн. долл. О том, какая доля в этой сумме приходится на IBM Business Process Manager, докладчик умолчал.