Приближающееся окончание года, естественно, сопровождается желанием дать оценку очередному периоду развития ИТ. Это тем более актуально, что, по общему признанию аналитиков, ИТ-мир как раз сейчас переживает момент качественной трансформации, который можно охарактеризовать сменой модели использования ИТ — на смену традиционной схеме онпремис (владение ИТ-ресурсами и размещение их на собственной территории) идут облака (аренда ИТ с использованием удаленных средств провайдера).

А вот с точки зрения Gartner, одной из ключевых особенностей современного этапа развития ИТ является переход к новому качеству отношений между людьми и машинами. Именно на это аспект сделали акцент эксперты компании в своем ежегодном обзоре “Hype Cycle 2013 for Emerging Technologies” (“Цикл шумихи для развивающихся технологий”). Взгляд на ситуацию с такой стороны представляется вполне оправданным: если посмотреть на ИТ с философской точки зрения, то главное их предназначение заключается именно в увязке воедино одушевленного и неодушевленного миров. В отличие от всех ранее существовавших машин компьютеры изначально задумывались как механизм решения интеллектуальных задач, что в природе доступно только “человеку разумному”. В целом, конечно, процесс передачи компьютерам интеллектуальных возможностей человека является достаточно сложным и неоднозначным, но тем не менее вопрос о том, смогут ли машины стать “умнее” человека и более того, не грозит ли человечеству угроза попасть под власть более интеллектуальных конкурентов, все больше переходит из области философии и фантастики в сферу актуальных проблем сегодняшнего дня.

Наверное, до утраты человеком интеллектуального лидерства в природе еще далеко, но вот то, что люди и машины уже составляют некоторую единую, трудно разделимую экосистему, можно констатировать достаточно уверенно. Конечно, в случае необходимости человек сможет прожить и без приборов и устройств, но в нормальной современной жизни ему без них уже просто не обойтись. Поставив во главу угла именно этот тезис, аналитики Gartner выдели три основные особенности момента в отношениях людей и машин: появление “умных” приборов (smart devices), все более широкое применение интеллектуальных вычислений (cognitive computing) и Интернет вещей (Internet of things). При этом специалисты выделяют шесть направлений, по которым идет развитие отношений людей и машин.

1. Люди повышают производительность деятельности в разных аспектах ее реализации — в физическом плане, интеллектуальном и эмоциональном. Тут особенно важным является создание более удобной, комфортабельной рабочей среды.

2. Машины полностью заменяют людей в различных сферах, в том числе при выполнении опасной или физически тяжелой работы, повторяющихся заданий и пр.

3. Люди и машины работают в единой связке, примеров тому множество, наиболее впечатляющие можно найти в медицине, где использование приборов и ИТ непосредственно связано с жизнью человека.

4. Машины стали лучше понимать человека. Самой старой и привычной формой взаимодействия людей с компьютерами является клавиатурный символьный ввод. И здесь, конечно, тоже есть огромный прогресс (например, ввод на естественном языке). Сейчас довольно обычным становится речевой ввод, использование языка жестов. Но что, возможно, еще важнее, машины учатся понимать смысл сказанного в контексте, в том числе окружающей среды. Например, могут учитывать эмоциональные аспекты при донесении информации.

5. Люди, в свою очередь, также лучше стали понимать машины, результаты обработки представляются сегодня совсем не только в алфавитно-цифровом виде.

6. И люди и машины становятся умнее. Их совместные усилия позволяют решать интеллектуальные задачи, неразрешимые ранее.

В ходе своего исследования специалисты изучили состояние дел для более чем 2000 технологий, которые были сгруппированы в 98 категорий. Самые актуальные направления представлены на графике Hype Cycle 2013 (см. рисунок).

Анализировать представленные на графике результаты исследования Gartner довольно сложно, тем более что большинство представленных на диаграмме технологических категорий являются весьма узкоспециализированными, а некоторые — не очень четко сформулированными или просто не очень понятными. Хорошо знакомых для ИТ-мира названий там не так много, но к ним стоит присмотреться.

Безусловный хит последних трех-четырех лет — облачные вычисления, они переживают, по мнению Gartner, самый трудный период в своей жизни: после достаточно долгого пребывания на вершине общественного внимания это технологическое направление приближается к минимальной точке “корыта разочарований”, но через несколько лет должно выйти на стадию реального применения.

На примере Cloud Computing хотелось бы обратить внимание (мы это отмечали и ранее) на условность понятия “уровень шумихи”. Для каждой конкретной технологии существует своя шкала измерения в абсолютных единицах. Говорить о спаде интереса к облакам можно только в сравнении с тем, каков был уровень внимания к ним раньше. А если переходить на абсолютные показатели, то можно с большой долей уверенности утверждать, что облака и сегодня намного выше (по освещению, скажем, в СМИ), чем многие технологии, находящиеся сейчас на вершине славы. Облачная тема сегодня как минимум в этом плане не уступает приближающейся к пику популярности теме Big Data.

Как это ни странно, но на графике Gartner почти не нашлось места в явном виде для такой ключевой тенденции ИТ, как мобильность. Конечно, многие темы так или иначе связаны с “мобилизацией”, но все же почему-то отдельной темы аналитики не смогли сформулировать (а ведь облака — это тоже довольно широкое и размытое понятие).

В 2013-м до “плато реального применения” смогли добраться только два технологических направления — прогнозная аналитика (predictive analytics) и распознавание речи (speech recognition). Возможно, это так, но тут нужно обратить внимание и на другой аспект относительности данных Gartner — географический. Такое впечатление, что в нашей стране средства, ставшие обыденными в передовом ИТ-мире, еще не вышли на уровень широкого применения.