Софт — это потенциально неисчерпаемый ресурс, заявил вице-президент Google Винт Серф, выступая перед московской аудиторией с лекцией в рамках проекта Tech in Media. Серф известен как один из авторов протокола TCP/IP, он также принимал активное участие в разработке военного прообраза сети ARPANET, а сегодня, будучи главным евангелистом Интернета в Google, сотрудничает с Национальным советом по науке при президенте США.

Лекция называлась “Эпоха Интернета: от первого соединения к цифровой коммуникации и Интернету вещей”, поэтому начал Серф издалека. Он напомнил, что мир должен быть благодарен возникновению Интернета не только Америке, но и СССР: именно запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г. мотивировал США на ответный геополитических ход. Решено было, в частности, разработать глобальную компьютерную сеть, которая сможет контролировать весь мир. В 1969-м заработали первые серверы сети ARPANET, и уже в 1970-х появилось первое мобильное радио. Правда, размещалось оборудование IP-связи в целом автобусе и стоило 50 тыс. долл., а сам гаджет весил 1 кг и работал 20 мин, но честно действовал в полноценном пакетном режиме. Удавалось даже организовать голосовое общение в духе современного VoIP — правда с низкой оцифровкой звука 1800 бит/с. Как выразился Серф, голос оппонента звучал, словно это был “пьяный норвежец”. А 22 ноября 1977 г. через ARPANET была организована пакетная спутниковая связь по протоколу TCP/IP.

Первая версия IP-протокола, известная сегодня как IPv4, казалось, охватит все мыслимые нужды человечества. Мы прикинули, вспоминал Серф, что в каждой стране будет максимум две сети; мы также приняли число стран на планете равным “для ровного счета” 128: получалось 256 сетей, в каждой не более 16 млн. компьютеров (тогда это выглядело фантастично), вот так и получился 32-разрядный IPv4. Но сегодня на Земле действует 500 тыс. сетей, стыкующих 1 млрд. серверов, каждый провайдер использует свою технику и бизнес-модель, сама Сеть полностью децентрализована и продолжает саморазвиваться без какого-либо иерархического управления. Уже 9 млрд. устройств и 3 млрд. человек общаются через Интернет, а ограничения IPv4 успешно преодолены новым 128-разрядным протоколом IPv6, который формально заработал в прошлом году, и пока на него перешли единичные проценты провайдеров, однако уже к 2018-му таковых будет 80%.

Красной нитью через все выступление Серфа прошла концепция “чёрных лебедей” (белых ворон, по-русски) — слабо прогнозируемых в плане возникновения ИТ-инноваций, которые, появившись, дают поразительный эффект, кардинально меняя наш мир, “вирусно” развиваясь и порождая все больше и больше инновации. Одним из важных факторов, влияющих на появление “черных лебедей”, Винт Серф назвал сильное снижение стоимости функционала некоей ИТ. Это показательно в отношении мобильных платформ, 3D-принтеров, которые фактически приводят к “инверсии” классического производства, Raspberry Pi, сенсорных сетей, когда например, появляются “умные” домашние электросети, способные дать детальный отчёт по энергопотреблению и самооптимизироваться, и в отношении многих других технологий.

Так, если ранее появление бумажных газет породило рекламную индустрию, то теперь Интернет открыл путь персонифицированной рекламе. Широкополосный гигабитный доступ к Сети постепенно уничтожает потоковое видео: вместо того чтобы ожидать медленной буферизации, сегодня проще скачать HD-фильм целиком и затем просматривать его в комфортной обстановке — а это открывает новые возможности видеорекламе и т. д.

К “лебедям” евангелист отнёс также поддержку доменными зонами национальных языков (например, домена .рф), безопасность DNS нового поколения посредством цифровых подписей, а главное, Интернет вещей, откуда ожидаются целые стаи “черных лебедей” и “белых ворон”. Пока эти сферы активно осваивает малый бизнес. Например, на пляжах сегодня можно увидеть такую услугу, как видеосерфинг: умельцы приделывают видеокамеру к доске для скольжения и предлагает всем желающим прокатиться по волне, после чего сразу скачать памятную видеозапись себе на флэшку.

Набирают популярность домовые сенсорные сети, измеряющие влажность, температуру, освещённость в помещениях. У меня в доме имеется винный подвальчик, сообщил Серф, ему необходима прохлада не более 15 градусов и влажность не менее 40%. Как только эти параметры меняются, я получаю SMS'ку на смартфон и при необходимости отдаю дистанционную команду домашним устройствам подрегулировать микроклимат. В перспективе Серф намерен оснастить все свои бутылки RFID-метками, дабы контролировать их расход, однако приятель предупредил евангелиста, что вино могут выпить, а бутылку оставить на прежнем месте, поэтому технологически правильнее снабжать средствами контроля непосредственно бутылочные пробки.

Коснулся Серф и беспилотных автомобилей, которые уже успешно подвозят слепых людей в магазины и кафе, и даже космического Интернета. На уровне межпланетных сообщений классический TCP/IP работать не будет, поэтому для марсоходов и космических аппаратов разработаны новые сетевые протоколы, которые себя успешно оправдали. “Будущее уже здесь, только оно пока распределено” — завершил своё футуристическое выступление Винт Серф, а собравшиеся на лекции ответно его поблагодарили: “Спасибо за Интернет!”.