Цифровые технологии вкупе с постоянным онлайн-доступом открыли впечатляющие возможности для корпоративных пользователей. Однако за фасадом интерфейсов различных браузеров, мобильных приложений и расположенных в облаках данных, доступных в масштабах организации в любое время и из любого места, скрывается один простой факт: ИТ всё более усложняются. Коммерческие предприятия, учебные заведения и госучреждения приходят к выводу, что теперь к использованию ИТ нужно подходить абсолютно новыми способами. В этой статье раскрываются шесть перспективных ИТ-тенденций, которые будут доминировать на корпоративном рынке в наступившем году.

Перемещение приложений в центр корпоративной ИТ-инфраструктуры

Консьюмеризация, идеология BYOD (“принеси свое собственное устройство”), персональные облака и мобильность привели к созданию совершенно другого ИТ-ландшафта и новой парадигмы обработки данных. Сегодня фокус с традиционной модели вычислений “клиент — сервер”, требующей монолитных корпоративных приложений, смещается к более узкой, высокоспециализированной функциональности, реализуемой через упрощенные приложения, доступ к которым все чаще предоставляется через корпоративный магазин приложений.

“Взрывной рост числа используемых мобильных устройств, отмечаемый в последние пять лет, резко увеличил количество технически подкованных пользователей, потребовав консьюмеризации способов, которыми ИТ-департаменты выполняют свои ежедневные операции, — отмечает Джеймс Гордон, вице-президент по информационным технологиям банка Needham. — Сотрудники хотят спокойно заниматься своей работой, не запрашивая специальных прав доступа или разрешений на скачивание тех или иных приложений”.

В результате резко возрастает потребность в мониторинге использования приложений и данных в корпоративной ИТ-инфраструктуре, а также в блокировке нежелательного ПО, представляющего угрозу для информационной безопасности предприятия.

“Руководители бизнеса и ИТ-служб должны фундаментально пересмотреть способы предоставления доступа к приложениям и сервисам, — считает Тиффани Бова, вице-президент и ведущий аналитик крупнейшей исследовательской компании Gartner. — Вопрос заключается не в самих устройствах, а в том, что вы можете делать с помощью этих устройств”.

Том Арчер, руководитель сектора технологической индустрии в консалтинговой компании PwC, добавляет, что люди, принимающие решения в области бизнеса и ИТ, должны изучить оптимальные способы перехода на работу в ИТ-инфраструктуре, построенной вокруг приложений. При этом следует хорошо представлять себе, как предприятие может использовать все возможности данной инфраструктуры. “Такой шаг изменит не только модель взаимодействия, но и экономическую и операционную модели, — пояснил он. — Более того, полностью изменятся и рабочие процессы, а также появятся новые парадигмы затрат и ценообразования”.

Ускорение сдвига от персональных устройств к персональным облакам

Облачные вычисления серьезнейшим образом изменяют лицо корпоративного бизнеса. Одним из самых значительных, но часто недооцениваемых результатов этого процесса стал быстрый рост популярности персональных облачных сервисов. Сотрудники корпораций в массовом порядке начинают применять такие приложения, как Salesforce, DropBox и Evernote, что порой ведет к возникновению в организациях “теневых ИТ-структур”. Кроме того, персональные облака стимулируют более массовое использование мобильных вычислений, позволяющих работникам применять широкий спектр цифровых устройств — смартфоны, планшеты, переносные и настольные персональные компьютеры и пр.

Компания Gartner предсказывает, что в 2014-м персональные облачные сервисы заменят персональный компьютер в качестве ключевого компонента “цифровой жизни” пользователей. “Персональные облака предлагают намного более гибкий и эффективный способ управления приложениями и данными”, — указывает Бова.

Она отмечает, что этот тренд питает дальнейшую консьюмеризацию ИТ и концентрацию ИТ-инфраструктуры вокруг приложений. В свою очередь это ведет к большей независимости ИТ от операционных систем и к появлению новых и совершенно различных моделей предоставления доступа к приложениям, структур цен, шаблонов использования и требований к проектированию приложений.

Большие данные и аналитика становятся реальностью

Что касается шумихи и мифов по поводу больших данных и аналитики, то в них никогда не было недостатка. Однако технологии продолжают развиваться весьма высокими темпами, и облака, улучшенные способы извлечения данных и аналитические инструменты следующего поколения вроде разработанной в корпорации IBM системы искусственного интеллекта Watson позволяют компаниям преобразовывать растущие горы данных (в том числе неструктурированную информацию) в знания.

“Поскольку 80—90% информации сегодня существует в неструктурированном виде, инструменты работы с большими данными крайне необходимы для выделения “сигнала из шума”, — говорит Менка Уттамчандани, вице-президент по бизнес-аналитике в компании Denihan Hospitality Group, которая руководит деятельностью сети из четырнадцати бутик-отелей, расположенных в США. Хотя интерес к теме бизнес-аналитики существует уже несколько лет, сейчас это направление получает, по словам Уттамчандани, новый импульс: предприятия исследуют, каким образом они могут подключать соответствующие инструменты и устанавливать необходимые партнерские отношения, развивают набор компетенций и создают внутреннюю культуру, поддерживающую аналитику, которая берет на себя соответствующий риск.

Джошуа Гринбаум, руководитель компании Enterprise Applications Consulting и блоггер IEEE, подчеркивает, что сейчас появляется возможность работы в режиме онлайн. “Сегодня можно в реальном времени оценить огромные объемы данных и использовать информацию для того, чтобы увидеть цепочку поставок, логистику, поведение покупателей, результаты лечения пациентов и многие другие вещи такими способами, которые были недоступны еще совсем недавно, — замечает он. — Большие данные создают новую жизнь для многих традиционных процессов”.

Интернет вещей соединяется с бизнесом

Растущее число подключенных к Интернету устройств и машин кардинально изменяет как бизнес-среду, так и ИТ-ландшафт. Входящее в состав Cisco Systems подразделение Internet Business Solutions Group предсказывает, что число это достигнет 25 миллиардов к 2015-му и 50 миллиардов к 2020 г. Компания прогнозирует также, что 99% физических объектов в конечном счете станут частями компьютерной сети.

“Практически любой сенсор, физический или виртуальный, может быть преобразован в источник данных, — считает Деян Миложисич, президент 2014 IEEE Computer Society и старший менеджер по НИОКР в HP Labs. — И все эти данные, однажды собранные, могут быть проанализированы, так что открывающиеся возможности поистине безграничны”.

Джон Девлин, руководитель практики в компании ABI Research, говорит, что предприниматели должны научиться понимать рыночные возможности концепции Интернета вещей или Всеобъемлющего Интернета (Internet of everything). Большие данные и облачные вычисления являются неотъемлемыми компонентами этой концепции.

“Фундаментальные технологии для концепции Интернета вещей уже существуют, — отмечает Девлин. — Существенная часть задачи заключается в осознании того, как сложить вместе все части головоломки правильным способом”. Это включает выбор наилучших инструментов и систем, а также организацию безопасного доступа и аутентификации, указывает он.

Северин Кезью, исполнительный директор расположенной в Дубае компании SK Solutions, специализирующейся на производстве систем авиационной безопасности и предупреждения столкновений в воздухе, а также на строительстве и нефте- и газодобыче, подчеркивает, что концепция Интернета вещей открывает способы более глубокого проникновения в область больших данных и аналитики, включая системы анализа накопленных данных, системы обработки данных в реальном времени и прогностические системы. SK Solutions уже встроила идею “возможностей подключения” (часть концепции Интернета вещей) в свою ERP-систему с помощью решения SAP Internet of things. Система используется для выполнения адекватных и практических аналитических расчетов, а также для принятия максимально обоснованных решений.

“Для многих компаний это может стать итеративным процессом по мере того, как они будут сталкиваться с неожиданными результатами, вызванными новыми потоками данных”, — считает Кезью.

Развивающиеся стандарты определяют развитие программно конфигурируемых ИТ

Виртуализация компьютерных сетей, систем хранения информации и центров обработки данных (ЦОДов) привела к революции в способах ведения бизнеса, управления контентом и подключения систем третьих фирм. “Однако развитие рынка программно конфигурируемых решений проходило с такой скоростью, что поставщики решений и бизнес могут лишь несколько стандартов по-прежнему использовать для регулирования способов хранения, управления и совместного доступа к данным”, — констатирует Гордон из банка Needham. Тренд на программное управление любыми компонентами (software-defined everything, SDx), является прямым ответом на этот вызов.

Само понятие SDx, согласно определению компании Gartner, обобщает растущие совокупные действия рынка с целью “улучшения стандартов программирования работы инфраструктуры и совместимости ЦОДов за счет автоматизации, присущей облачным вычислениям”. Однако задача отделить компьютерную технику, непосредственно выполняющую операции с данными, от программных средств, которые этим процессом управляют, не так уж и проста — и не только в силу технических причин.

В настоящий момент понятие SDx объединяет различные инициативы, такие как OpenStack, OpenFlow, Open Compute Project и Open Rack. Тем не менее Gartner отмечает существование и других точек преткновения: “Поставщики решений, доминирующие в секторе инфраструктуры, могут крайне неохотно работать над выработкой и принятием стандартов, способных в конечном итоге привести к снижению прибыльности и расширению возможностей конкуренции — даже в том случае, когда пользователь получает преимущества за счет простоты применения продукта, снижения его цены и повышения общей эффективности работы”.

Следует учитывать и реальности ведения бизнеса. Например, указывает Гордон, применение публичных облачных сервисов в Needham Bank исключается внутренними правилами банка.

Но понятие программного управления любыми компонентами выходит за чисто технологические рамки по мере того, как организации начинают применять эту концепцию к бизнес-моделям, в реализацию которых вовлечены люди, структуры и данные, — отмечает Арчер из PwC. — Наверное, мы увидим некоторое движение в этой области уже в наступившем году”.

Корпоративные социальные средства взаимодействия набирают популярность и становятся все более целостными

Хотя сейчас практически невозможно найти организацию, которой не коснулся бы феномен социальных сетей, руководители бизнеса и ИТ-служб по-прежнему далеко не полностью используют возможности этих инструментов. По данным последнего обзора консалтинговой компании McKinsey & Co., более 80% руководителей считают внутреннее взаимодействие своих сотрудников критически важным для роста своего бизнеса, но только 25% определяют уровень такого взаимодействия в своих компаниях как эффективный.

“Значение социальных средств коммуникации выходит далеко за рамки маркетинга и сбора информации, — подчеркивает Арчер. — Стремление к совершенствованию взаимодействия сотрудников является естественным шагом для компаний, ищущих способы повышения скорости обработки данных”.

Фактически инструменты социального взаимодействия во многом реализуют невыполненные обещания 90-х годов прошлого века по созданию систем управления знаниями. Мобильность, облака, объединенные коммуникации и постоянный доступ в Интернет сделали возможным обмен данными в реальном времени, облегчив поиск специалистов в пределах организации для решения конкретной задачи. По мнению Арчера, такие системы при эффективном использовании могут служить как платформы для организации самых разных видов взаимного сотрудничества.

Тед Рубин, независимый консультант и соавтор книги Return on Relationship (“Рентабельность отношений”), выпущенной в издательстве “Tate Publishing & Enterprises” в 2013 г., указывает, что некоторые организации все больше фокусируются на соединении внешних и внутренних систем, иногда используя для этого интерфейсы прикладного программирования. Такой подход, по мнению Рубина, позволяет добиться чрезвычайно высокого уровня коммуникаций и прозрачности в пределах компании.