Никто не любит обсуждать перспективу оказаться в ситуации, когда работа меняется не в лучшую для них сторону, а хорошо оплачиваемые топ-менеджеры C-уровня тем более. Но именно это сделала группа CIO из компаний списка Fortune 500 несколько дней назад.

Ключевой вывод конференции WSJ CIO Network Summit можно сформулировать так: CIO необходимо начинать думать как CFO, или они постепенно утратят свою значимость среди топ-менеджеров C-уровня.

Это произошло на второй и теперь, вероятно, ежегодной конференции The Wall Street Journal CIO Network, прошедшей недалеко от Сан-Диего в Калифорнии. Около 120 CIO собрались здесь на однодневное мероприятие, программа которого включала несколько открытых заседаний, а также частные встречи, где CIO могли свободно общаться между собой. Соблюдение конфиденциальности, одна из настоящих головоломок в современном ИТ-мире, было ключевым требованием ко всем участникам встреч — на входе в помещения, где они проходили, стояла охрана. Открытые заседания, где обсуждались общие проблемы участников, освещала лишь небольшая группа журналистов.

В качестве спикеров на конференции выступили технический директор Google Рэй Курцвейл, главный экономист и менеджер по оценке и прогнозированию рынков в Intel Пол Томас, CEO компании VMware (в прошлом CTO компании Intel) Пэт Гелсингер и другие хорошо известные в мире ИТ лица. Если попытаться сформулировать ключевой вывод по итогам этой однодневной встречи на южном побережье Калифорнии, то выглядеть он будет так: CIO необходимо начинать думать как CFO, или они постепенно утратят свою значимость среди топ-менеджеров C-уровня.

Все тренды, которые мы отмечаем по мере эволюции ИТ-бизнеса, в конце концов неизбежно превращаются в конкретные задачи для CIO. Некоторые из последних трендов, такие как BYOD и BYOC (“приноси свое устройство и облако”), консьюмеризация и геймификация, доставили им даже больше проблем, чем это случалось ранее.

Совершенно очевидно, что по мере того как облачные сервисы все более привязываются к оперативным расходам, контролируемым директорами по маркетингу, властные полномочия CIO и выделяемый ему ИТ-бюджет сокращаются. CIO необходимо более активно использовать финансово-ориентированный подход и вернуть себе контроль над корпоративными ИТ, если они хотят сохранить свой статус в компании, заявил Пол Томас.

В свою очередь Питер Сондергаард, старший вице-президент Gartner, привел данные, согласно которым почти в половине средних и крупных компаний CIO подчиняются непосредственно финансовому директору (CFO): “Подобное положение дел, по нашему мнению, сохранится как минимум в течении нескольких ближайших лет”.

Четыре ключевых вывода

Вот некоторые из наиболее убедительных утверждений, прозвучавших в ходе открытых сессий саммита.

  • CEO хотят, чтобы CIO думали в том же ключе, что и CFO. В этом году от них потребуется более четко представлять свою работу в финансовых терминах, поскольку придется конкурировать с множеством теневых (используемых в обход ИТ-подразделения) ИТ-сервисов, включая не только распространенные сервисы (Google Docs, Saleforce, Dropbox и др.), но и менее известные специализированные и построенные на основе открытого кода, например Tucow и FileHippo.
  • CIO будут отказываться от практики самостоятельной разработки ИТ. Новое поколение ИТ-руководителей быстро превращается в технологических брокеров. Основная стратегия в ИТ заключается в приобретении опробованных в работе и протестированных решений. Даже на средних и малых предприятиях идея использования заказного решения предполагает все более серьезную ответственность за результат.
  • Совершенно ясно, что 2014 г. — это год конечного пользователя. Стив Джобс, который никогда не был CIO, но считается одни из величайших провидцев нашего времени, был прав: то, насколько продуктивно и эффективно потребители и сотрудники предприятий смогут использовать ИТ, зависит прежде всего от пользовательского интерфейса. Со всем вниманием отнеситесь к мобильным устройствам и повороту в стороны персональных облаков. CIO должен учитывать интересы тех, кто пользуется своими сервисами, иначе он может упустить из виду простые в использовании и предоставляемые бесплатно сервисы.
  • CIO также необходимо стать более продвинутым маркетологом в рамках своей сферы. В некоторых случаях могут потребоваться специально нанятые люди, задача которых будет заключаться в том, чтобы сохранить влияние ИТ-отдела среди конечных пользователей на предприятии.

Судя по этим наблюдениям, предприятиям предстоит искать на должность CIO претендентов с потенциалом CEO.

Пэт Гелсингер всегда стремился стать CEO — даже когда ему было 30 лет и он был восходящей звездой в Intel. До своего перехода в EMC в 2012 г. он был первым CTO в Intel, а также президентом и COO в EMC. Заняв пост CTO в Intel, он инициировал проведение конференций для разработчиков (Intel Developer Forum, IDF). “Реальность такова, что CIO должны думать о том, как перейти на следующую ступень, — заявил он, выступая перед нынешними и бывшими CIO. — Им придется сделать это. ИТ-системы трансформируются в новые сущности, в управление которыми вовлекаются не только CIO и CTO, но и директора по маркетингу (CMO). Имеющая место благодаря облакам и мобильным устройствам демократизация ИТ, требует от CIO обретения новых навыков, если они рассчитывают на успех”.

В беседе с представителем издания CIO Insights Рей Ванг, президент компании Constellation Research, заявил, что по мере технологической демократизации предприятий перед CIO встает новый ключевой вопрос: как подготовиться к тому, что потребительские технологии могут превзойти по своим возможностям корпоративные решения? Другой ключевой вопрос, по мнению Ванга, заключается в том, как использовать инновации, не пострадав от разрушительного воздействия внешних сил.

CIO оказались перед лицом существенных изменений в том, что касается управления основными ИТ-функциями, и эти изменения определяются прежде всего облаками и облачными приложениями, констатировал Роб Сэйн, CIO компании Coca-Cola. “Сейчас мы стоим на пороге фундаментальных решений, которые по своему характеру более напоминают покупку сервисов нежели традиционную ориентацию на расширение собственных возможностей, — считает Кейн. — Это предполагает и значительное изменение необходимых талантов и навыков с тем, чтобы перейти от создания и эксплуатации систем к внутреннему консалтингу и комплексному управлению отношениями с вендорами”.

Смотрим вперед с оптимизмом

В числе наиболее важных вопросов, которые CIO обсуждали на саммите, нужно отметить и следующие:

  • по мере постепенного роста ИТ-бюджетов, увеличиваются и расходы на ИТ-сервисы. Темпы роста ИТ-бюджетов возвращаются к докризисному уровню, и уже в 2013 г. 43% CIO располагали большим бюджетом, чем до кризиса. Согласно прогнозам аналитиков, в 2014 г. количество таких CIO вырастет примерно до 50%, что неплохо согласуется с данными опроса на конференции WSJ: 51% его участников рассчитывают на увеличение ИТ-бюджета их организации в нынешнем году по сравнению с уровнем 2013 г.;
  • война за талантливых ИТ-разработчиков и ИТ-администраторов становится еще более жесткой. Несмотря на смещение интереса в сторону специалистов по новейшим технологиям, широко востребованы и специалисты, обладающие традиционными навыками в области бизнес-аналитики, корпоративных и технических архитектур, а также управления проектами;
  • по-прежнему востребованы талантливые разработчики мобильных приложений. Около 40% CIO (т. е. на 11% больше, чем два года назад) ищут специалистов, обладающих необходимыми навыками и способностями;
  • высокий приоритет имеют и вопросы безопасности. Только 26% CIO верят в то, что их организации готовы к нынешним и предстоящим в ближайшем будущем угрозам, тогда как в 2012 г. об этом завили 29%, а в 2011-м — 37% опрошенных CIO;
  • использование сотрудниками предприятий социальных сетей и общая тенденция к консьюмеризации ИТ воспринимаются как проблема в сфере обеспечения безопасности. CIO по-прежнему настороженно относятся к теневым ИТ и тенденции BYOD, полагая, что вреда от них больше, нежели пользы. Тем не менее с выходом на первый план ПО нового поколения, такого как Cloud Cruiser и т. д., CIO проявляют все большую заинтересованность в новых инструментах управления системами;
  • значимость больших данных уже никем не оспаривается. Половина CIO поощряют разработки в этой области и примерно столько же рассчитывают увеличить в 2014 г. инвестиции в решения для работы с большими данными.