Microsoft анонсировала Office 365 Personal — новый вариант облачного сервиса, который поддерживает не только ПК и Макинтоши, но и планшеты, правда пока лишь под управлением Windows. Доступ к новому сервису откроется весной этого года.

Office 365 Personal предназначен для индивидуальных пользователей, которые могут применять сервис на одном ПК, Макинтоше или планшете за 70 долл. в год (рекомендованная цена). Новый сервис включает доступ к Word, OneNote, PowerPoint и Outlook, а также возможность использовать 20 Гб в облаке для хранения файлов OneDrive (бывший SkyDrive).

Наблюдатели заинтересовалась тем, что в анонсе ничего не было сказано о типе планшета, и предположили, что, возможно, речь идет о долгожданных версиях Office для iPad и Android. И хотя представители Microsoft потом уточнили, что имели в виду планшеты под Windows, наблюдатели полагают, что анонс специально составлен так расплывчато, чтобы оставить возможность для расширения вариантов поддерживаемых планшетов к моменту выпуска нового сервиса.

А между тем, откладывая перенос Office для iPad и Android, Microsoft упускает огромные возможности. Теряя время, компания открывает дорогу множеству молодых компаний, которые активно заполняют пустующую нишу офисных приложений для планшетов. В результате пользователи переходят на Quip, Haiku Deck, Prezi, Paper, Smartsheet, Good, Evernote и Google Apps, а Microsoft, по оценке аналитиков, теряет 2,5 млрд. долл. в год только лишь из-за отсутствия версии для планшетов iPad, которые продаются примерно по 200 млн. штук в год.

Правда уже появилась версия Office 365 для iPhone и приложения OneNote для iPad и Android. Это говорит о том, что задержка с переносом Office на популярные варианты планшетов связана не с проблемой поддержки сенсорного экрана, а скорее с политическими соображениями.

Microsoft хочет с одной стороны расширять число пользователей Office, а с другой — заботится о продвижении системы Windows, у которой одним из главных преимуществ является тесная интеграция с Office, особенно на ПК. Поэтому ей невыгодно отделять Office от Windows. Но продажи ПК постоянно сокращаются, и соответственно сжимается поле для продаж Office.

Пока еще продукты Microsoft для продуктивной работы остаются стандартом де-факто, и пользователи всего мира тратят на них порядка 25 млрд. долл. в год, но основная часть этих расходов приходится на предприятия, которые централизованно закупают лицензии для своих сотрудников.

Такое положение может измениться в связи с тем, что люди все чаще используют для работы мобильные устройства. Так, по оценке Ovum, 57% сотрудников обращаются к корпоративным данным смартфоны или планшеты, а 70% владельцев планшетов применяют их для в том числе и для работы. В результате набирает обороты тенденция BYOD (“принеси свое устройство”). Аналитики подчеркивают, что доминирующее положение Microsoft сложилось в эпоху, когда решение о закупке ИТ-продуктов принимали ИТ-директора, теперь же их влияние сокращается, так как этим процессом все больше управляют сами сотрудники.