Продолжая начатый нами ранее разговор о том, какие требования предъявляются сегодня к ИТ-руководителям и какими знаниями они должны обладать, чтобы отвечать этим требованиям, обратимся к проблемам, с которыми сталкиваются CIO в настоящее время и которые ждут их в будущем. Как оценивают привлеченные нами российские эксперты выводы зарубежных аналитиков?

Что мешает CIO долго оставаться на своем посту

В многочисленных исследованиях, в том числе и в недавнем отчете 2013 Salary Survey, проведенном американской аналитической компанией Janco Associates, средний срок пребывания в должности CIO оценивается в четыре-пять лет, однако в действительности многие ИТ-руководители уходят со своей работы менее чем через три года. Некоторые из них делают это по причине ограниченности ИТ-бюджетов, непомерно высоких требований и нереалистичных ожиданий, связанных с автоматизацией, со стороны бизнеса.

Однако, согласно данным компании Accenture, в высокоэффективных организациях 84% CIO занимают свою должность свыше трех лет. Причин здесь несколько: возможность внедрять надежные ИТ-решения по разумной цене, высокая степень зрелости процессов, особенно в условиях быстро изменяющихся бизнес-условий и технологий, а также поощрение культуры инноваций с помощью необходимых технологий.

Вместе с тем, как отмечают аналитики Accenture, всё большее число CIO испытывает нехватку профессиональных знаний, необходимых для реализации возрастающих запросов современной бизнес- и ИТ-среды. Многие ИТ-руководители “погрязли в трясине” унаследованных систем и устаревших процессов, поэтому им трудно стать драйверами развития бизнеса, считают в Accenture.

Оценки наших экспертов по данному вопросу отличаются многообразием подходов. Признавая тот факт, что в реальном бизнесе (производство, оптовые продажи и розничная торговля) основную массу прибыли чаще формируют не инновации, а эффективная операционная деятельность, директор по ИТ в компании “АДАМАС” Сергей Адмиральский отмечает, что существенные изменения базовых систем автоматизации происходят не часто, а потому основное внимание CIO поневоле устремлено на текущие операции. По его словам, удержание затрат на бесперебойность процессов в разумных рамках и поддержание достаточного уровня гибкости для оперативного реагирования на вызовы — не самое веселое занятие для креативных профессионалов. Именно по этой причине они нередко уходят к следующему работодателю вскоре после завершения крупного проекта, а на их место приходят специалисты по операциям, умеющие обеспечивать эффективную текущую деятельность компании до следующего крупного проекта. “И это совершенно замечательно для всех участников процесса, поскольку взаимно обогащающий обмен знаниями и навыками происходит естественным путем, без взбалтывания”, — считает г-н Адмиральский.

А вот по мнению директора по ИТ компании “Альбатрос Лоджистикс” Михаила Рыстенко, данный тезис больше напоминает исследования британских, а не американских ученых. Не оспаривая саму статистику срока пребывания на посту CIO, он выражает недоумение по поводу причин, заставляющих ИТ-руководителя покидает свой пост через три года: “Чтобы разобраться в том, что требования “нереалистично высокие” в рамках данного бюджета, требуется срок куда как меньший, поскольку любое ожидание бизнеса должно быть “оцифровано” как раз CIO, и после этого бюджет либо защищается, либо нет. С другой стороны, в случае наличия “трясины унаследованных систем и процессов” на построение чего-то радикально нового требуется срок гораздо бóльший. И уход тут связан с нехваткой не профессиональных знаний, а, скорее говоря, профессиональных нервов и умения реализовывать долгосрочные стратегии”.

В отличие от этой точки зрения начальник управления ИТ компании “Алнас” Юрий Нам полагает, что CIO зачастую уходят с предприятий, если не смогли найти понимания со стороны руководства. В случае наличия понимания общих целей, задач и путей их решения с помощью ИТ руководство организации всегда и бюджет найдет, и нормализует требования, и т. п. Но если же ИТ-руководитель не развивается вместе с бизнес-средой, то он становится якорем для бизнеса, который, бизнес, тогда сам с ним расстанется.

Рассуждая о причинах ухода CIO со своего поста, руководитель отдела автоматизации бизнес-процессов компании “ТРАСКО” Ольга Щепунова подчеркивает, что тактика или стратегия — вот дилемма, стоящая практически перед каждым менеджером выше среднего звена. “И даже не просто тактика, а текучка, поглощающая всё время, — поясняет она. — Запрос одного руководителя, запрос другого, а там, глядишь, и регулярный отчет начальству пора готовить и… времени нет. Отсюда и нехватка профессиональных знаний, так как нет времени на дополнительное обучение, и отсутствие стратегических целей, так как приходится заниматься рутиной”.

Единственный выход из подобной ситуации г-жа Щепунова видит в том, что ИТ-руководителю следует очень четко осознавать, что он сейчас делает и во имя чего. Кроме того, ему необходимо уметь планировать свое время под стратегические задачи.

И наконец, как считает Ольга Щепунова, стратеги и тактики по своей психологической сущности — разные люди и в одном человеке они не совсем сочетаются: “Стратегам по натуре, пожалуй, несколько проще — им достаточно найти тактика-заместителя. И в таком тандеме они могут продуктивно работать в течение длительного времени. А вот тактику сложнее — стратеги редко идут в заместители, им интереснее быть на первых ролях. И здесь, пожалуй, самое адекватное — выращивать в себе стратега, хотя бы в той мере, в которой это возможно”.

Взгляд в будущее

В недавнем исследовании компании IDC “Worldwide CIO Agenda 2014 Top 10 Predictions” (см. врезку) рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться CIO по мере развития мобильных технологий, социальных сетей, технологий Big Data и облачных сервисов. Объединяя все эти технологии под одним общим названием — “Третья платформа”, эксперты IDC приходят к выводу, что она требует совершенно других ИТ-навыков и функций от ИТ-руководителей.

Аналитики IDC предполагают, что нехватка специалистов, владеющих технологиями “Третьей платформы”, будет тормозить реализацию 33% проектов до 2018 г. Соответственно, они рекомендуют выделить стратегические ИТ-навыки, которые следует развивать внутри компании — например, начать обучение собственных специалистов в области бизнес-аналитики и ИТ-безопасности, а остальных привлекать со стороны.

Соглашаясь с тем, что CIO требуется постоянно развиваться и быть в курсе новых ИТ-тенденций, Михаил Рыстенко указывает на необходимость помнить, что любая технология несет с собой не только возможности, но и риски. “Нужно очень ответственно оценивать и взвешивать все риски, прежде чем предлагать то или иное решение бизнесу, — подчеркнул он. — К счастью, на языке “великого уравнителя” — финансов — это делается достаточно легко”.

Юрий Нам, напротив, полагает, что в данном вопросе большее значение имеет проблема боязни использования внешних сервисов: “Многие просто боятся использовать внешние ЦОДы, аутсорсинг. Все привыкли, что всё должно быть свое и рядом, хотя весь мир давно уже пользуется внешними ИТ-услугами”.

И далее г-н Нам вспоминает, как его не понимали и упрекали в том, что он зря отдал во внешний аутсорсинг услуги по настройке СУБД Oracle на предприятии. Ему указывали на необходимость подготовки или удержания своего специалиста, несмотря на то, что с точки зрения эффективности внешние специалисты за три месяца сделали то, что не смогли сделать собственные специалисты в течение ряда лет. “Здесь действительно дело времени, — уверен Юрий Нам. — Просто нужно больше успешных проектов по облачным решениям”.

Исследование IDC

“Как изменятся функции CIO к 2018 году”

В отчете говорится о том, как CIO могут адаптировать и трансформировать свои предприятия в течение следующих четырех лет, а также дается ряд рекомендаций для будущих ИТ-руководителей. В частности, им предлагается делегировать функции менеджера по технологиям техническому директору, благодаря чему они смогут сфокусироваться на бизнес-аналитике и инновациях. ИТ-руководителям также советуют преобразовать корпоративную архитектуру таким образом, чтобы сместить фокус в сторону “Третьей платформы”. И наконец, им предлагается обеспечивать рост бизнеса путем предоставления всеобъемлющих ИТ-сервисов.

В рамках отчета эксперты IDC сделали десять предсказаний, основанных на сведениях, полученных от клиентов IDC, из разных исследований и публичных данных.

1. Буква “I” в слове CIO означает “инновации”

В течение ближайших двух лет основная деятельность 70% ИТ-руководителей сместится от непосредственного управления ИТ к участию в инновациях.

2. От CxO к партнерству в области стратегического планирования

К 2017 г. 40% ИТ-руководителей получат возможность стать стратегическими партнерами, а не просто выполнять функции CxO.

3. CIO повышают риски

Стремясь снизить ИТ-затраты и ускорить достижение бизнесом зрелости с помощью более широкого использования облачных технологий, 70% ИТ-руководителей будут подвергать свои предприятия дополнительным рискам.

4. Мобильный бизнес потребует большей поддержки

К 2017 г. в результате развития мобильности бизнеса 60% ИТ-руководителей будут поддерживать сложные ИТ-архитектуры, представляющие собой комбинацию интерфейсов на базе облачных технологий для унаследованных приложений и приложений следующего поколения.

5. Демографический сдвиг в сторону публичных социальных сетей

К 2015 г. 80% ИТ-руководителей в компаниях по обслуживанию клиентов будут интегрировать ИТ-инфраструктуру с публичными социальными сетями в целях удовлетворения потребностей молодых и мобильных клиентов.

6. Огромный разрыв между бизнесом и ИТ-планированием

60% ИТ-руководителей будут признавать важность разработки полнофункциональной корпоративной архитектуры, связанной с разработкой сервисов и планированием, однако только менее 40% будут на деле развертывать такую архитектуру.

7 . Неадекватный уровень безопасности для унаследованных систем

К 2015 г. 60% бюджетов на ИТ-безопасность для всё более уязвимых унаследованных систем будут слишком малы (от 30 до 40%)

8. Инсайдерские угрозы повышают уязвимость бизнеса

В то время как общемировые расходы на обеспечение безопасности в части противодействия инсайдерским атакам составляют 5 млрд. долл., только 617 млн. долл. тратятся на анализ угроз и защиту. Поэтому задача ИТ-руководителей — помочь высшим должностным лицам понять, каким образом увеличение расходов на безопасность будет способствовать лучшей защите предприятия от инсайдерских угроз.

9. Незначительные ИТ-бюджеты до 2018 г.

К 2017 г. произойдет трансформация традиционных бюджетов на основные виды деятельности в сторону так называемой “Третьей платформы”. Это приведет к тому, что 60% ИТ-руководителей будут вынуждены снизить стоимость ИТ-инфраструктуры и операций.

10. Возникновение “ИТ как услуги”

К 2016 г. 80% ИТ-бюджетов будут базироваться на внутренних ИТ- и бизнес-сервисах, а к 2018 г. технологии “Третьей платформы” приведут к переопределению 90% ИТ-функций.