Экспериментальные самоуправляемые автомобили Google выехали на улицы еще в 2010 г., но теперь они осваивают одно из труднейших заданий: как научиться ездить среди плотных потоков транспорта, толп пешеходов и других опасностей уличного движения.

Вот что говорит об этом направлении работы Крис Армсон, директор проекта самоуправляемых автомобилей, в своем посте от 28 апреля, опубликованного в корпоративном блоге. «Проехать милю в условиях города с сотнями разнообразных объектов, перемещающихся по различным правилам на каждом малом участке дороги, намного сложнее, чем проехать ту же милю на автостраде, — пишет Армсон. — Мы усовершенствовали наше ПО, и оно может одновременно распознавать сотни различных объектов — пешеходов, автобусы, постового на перекрестке, подающего сигнал для остановки, мотоциклиста, обозначающего знаком направление поворота. Самоуправляемый автомобиль может физически отслеживать все это лучше человека и при этом никогда не утомляется и не отвлекается».

Работа ведется над тем, чтобы научить самоуправляемые автомобили всему тому, что им надо знать, с прицелом на вероятное будущее расширение программы Google. Уличное движение в городе сильно отличается от движения на трассе, где до сих пор проходили эксперименты с самоуправляемыми автомобилями, пишет Армсон.

Например, при езде по городу приходится иметь дело с неосторожными пешеходами, с транспортом, перестраивающимся из одного ряда в другой, с группами припаркованных грузовиков, мешающих проезду и загораживающих поле обзора. «На обычной городской улице в час пик даже опытные водители напряжены и чувствуют раздражение. Все мы мечтаем о мире, где бы городские центры освободились от скопления машин, ищущих место для парковки, и имели меньше перекрестков, которые становятся опасными из-за рассеянных водителей. Именно поэтому последний год мы сместили фокус проекта самоуправляемых автомобилей Google на освоение езды по городу», — отмечает Армсон.

После обновления программы самоуправляемых автомобилей Google в августе 2012 г. на их счетчиках набежали тысячи миль по улицам Маунтин-Вью (шт. Калифорния), где располагается штаб-квартира Google. И усвоенные к настоящему моменту уроки городской езды отличаются от того, что можно было ожидать.

«Как оказалось, то, что на городской улице человеческому глазу кажется случайным и хаотичным, для компьютера довольно предсказуемо, — продолжает Армсон. — Поскольку мы сталкивались с тысячами разных ситуаций, мы построили программные модели ожидаемых вариантов, от вероятных (машина останавливается на красный свет) до маловероятных (машина его проскакивает). Нам еще предстоит решить массу проблем, включая обучение автомашины езде по большему числу улиц Маунтин-Вью, прежде чем взяться за другой город, однако с тысячами уличных ситуаций, которые нас ставили в тупик два года назад, компьютер теперь справляется самостоятельно».

На сегодня общий пробег самоуправляемых автомобилей Google в автономном режиме уже составил почти 700 тыс. миль, «и с каждой новой милей растет наша уверенность в том, что мы движемся к достижимой цели — автомобилю, который полностью управляется без вмешательства человека», — пишет Армсон.

Когда Google в 2010 г. начинала свой проект самоуправляемых средств передвижения, он рассматривался как новые революционные исследования, связанные с сохранением жизни людей, уменьшением затрат времени на вождение и загрязнения окружающей среды от эмиссии углерода. Вначале проект использовал гибридные автомобили Toyota Prius с обученными операторами на различных дорогах и автомагистралях Калифорнии, а затем был распространен на другие машины.

Как ранее сообщалось в прессе, прежде чем автоматизированный автомобиль выезжает в путь, Google командирует водителя для прокладки маршрута и оценки дорожной обстановки, а также записи информации о дорожной разметке и дорожных знаках. Эта информация передается в дата-центры Google. Автоматизированные гибридные автомашины, вооруженные видеокамерами, радиолокационными датчиками и лазерным дальномером, используют эту информацию вместе с подробными картами, чтобы ориентироваться в окружающем трафике. Машины совершенно самостоятельно останавливаются, реагируя на дорожным знаки и сигналы светофора. На месте водителя сидит обученный оператор, берущий на себя управление автомобилем в случае его ошибочных действий, а на месте пассажира находится инженер-программист Google, отслеживающий работу ПО автомобиля.

Google не только работает по проекту самоуправляемых средств передвижения, но занимается и другими исследованиями по робототехнике. В декабре 2013 г. корпорация приобрела семь компаний, специализирующихся в робототехнике, и это свидетельствует о том, что она расширяет поиски технологических инноваций в разных направлениях.