Проведенный 6 июня компанией «Логика BPM» очередной ежегодный BPM-форум, как и все предыдущие, носил название «Миссия выполнима», однако, как оказалось, со временем меняется как сама миссия, так и средства для ее выполнения. От принятой совсем недавно жесткой схемы моделей бизнес-процессов, пригодных на все случаи жизни (BPM 1.0), отрасль постепенно переходит в мир BPM 2.0, где допускается продолжение проектирования описанного в общих чертах бизнес-процесса уже на этапе его реального исполнения. Об ожидающих нас еще более радикальных переменах говорил в своем выступлении профессор Квинслендского технологического университета Майкл Роузманн.

По мнению генерального директора «Логики BPM» Марии Каменновой, сегодня традиционные BPM-системы все чаще дополняются инструментами BI, совместной работы и социального взаимодействия. В орбиту BPM попадают новые типы процессов: теневые, динамические и неструктурированные. Первые сопутствуют основным и как бы склеивают их. Вторые могут изменять свой маршрут на этапе исполнения в зависимости от результатов предшествующих шагов. Третьи предполагают наличие маршрутов, которые не были известны на этапе проектирования и могут корректироваться на ходу. Последние представляют собой кладезь возможностей для дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.

По иному оценивается и сама оптимизация. Во главу угла ставится не формальная эффективность процессов в терминах скорости выполнения или объема используемых ресурсов, а ценность их для бизнеса или для клиентов компании. Первую Мария Каменнова охарактеризовала как Efficiency, а вторую — как Effectiveness. Еще один новый англоязычный термин — Resilience — порожден новым мощным трендом в управлении бизнесом: обеспечением его стрессоустойчивости и способности быстро восстанавливаться после потрясений. Сегодня такими потрясениями вполне могут стать широко обсуждающиеся санкции по отношению к нашей стране, и, по хорошему, ключевые бизнес-процессы должны быть готовы к модификации в нужном направлении. В целом же, даже без всяких потрясений нужно быть готовыми к тому, что бизнес-процессы, адекватные сегодня, уже в недалеком будущем придется менять в ответ на новые условия работы или требования рынка. Отсюда следует, что нет смысла «вылизывать» и доводить до совершенства процессы, если к моменту запуска они в значительной степени устареют. Этот новый тренд получил в BPM-сообществе имя Satisficing, образованное из двух слов satisfy (удовлетворять) и suffice (быть достаточным). Он предполагает, что лучше ограничиться неким более или менее приемлемым вариантом бизнес-процесса, чем тратить время и силы на поиск самого оптимального варианта.

Как все эти новые веяния скажутся на ИТ? Многочисленные исследования показывают, что сегодня у ИТ-департаментов руки до поддержки бизнес-процессов доходят далеко не всегда, и связано это с тем, что они в значительной степени загружены сопровождением и развитием эксплуатируемых ими систем. Сославшись на Gartner, Мария Каменнова призвала более внимательно посмотреть на трехуровневую модель ИТ-архитектуры предприятия. На первом уровне находятся наиболее консервативные учетные приложения, которым следует уделять совсем немного внимания, на втором — так называемые дифференцирующие приложения (от них зависит, чем одно предприятие определенного профиля отличается от другого), и наконец, на третьем — инновационные функции, которые быстро развертываются и столь же быстро меняются. Предлагается перераспределять ИТ-бюджеты таким образом, чтобы основная их часть приходилась на второй и третий уровни. Для этого придется «либерализовать» системы ERP и СЭД, выведя из под их контроля ряд функций, им не свойственных, и передачи их под управление систем BPM. Несмотря на то, что, как обещают, это повысит гибкость бизнес-процессов, вряд ли на подобный шаг решится большинство компаний.

А что же нас ждет завтра? Как убежден Майкл Роузманн, бизнес-процессы должны проектироваться с прицелом на их возможное развитие в отдаленной перспективе. А оно будет во многом определяться передовыми мобильными, облачными, социальными и аналитическими технологиями. Поскольку все эти технологии только начинают широко применяться в корпоративном секторе, базирующиеся на них бизнес-процессы должны быть готовы к быстрой модификации. Изменения процессов должны стать не реактивными (решающими те или иные проблемы), а проактивными (придающими дополнительную ценность всему бизнесу компании). Организации, которые надеются уцелеть, действуя по старинке, столкнутся с большими трудностями. К примеру, банкам уже сегодня нужно понимать, что в недалеком будущем в рознице существенную конкуренцию им составят Facebook и Google, а учебные заведения должны быть готовы к тому, что курсы лекций по многим дисциплинам окажутся выложены в YouTube. В условиях столь быстрых перемен к поиску лучших моделей бизнес-процессов будут подключены технологии Big Data, которые, анализируя существующие процессы, подскажут, каким образом нужно строить новые (Process Mining). Иными словами, сегмент BPM стоит на пороге больших перемен. А это значит, что все чаще мы будем задаваться вопросом: «Миссия выполнима?».