Тема импортозамещения ИКТ не нова. И на страницах СМИ, и в ходе публичных мероприятий к ней периодически обращаются эксперты ИТ-индустрии. Однако весной этого года тема получила, возможно, самый большой всплеск интереса за всю многолетнюю историю обсуждений.

Страна, оказавшись на грани введения жестких экономических санкций, оказалась неготовой быстро перестроиться на конкурентоспособное отечественное ПО. Этот факт не раз был отмечен докладчиками конференции «Стратегическая независимость государственных и корпоративных информационных систем. Импортозамещение в сфере ИКТ», состоявшейся в Москве 25 июня.

Поступательный план возможных мероприятий по переходу от импортного к отечественному ПО в госсекторе предложил в своем докладе Иван Кудряшов, советник дирекции по информационным технологиям Аналитического центра при Правительстве РФ.

«Зачастую деятельность органов государственной власти напрямую зависит от степени автоматизации их процессов управления, а они — залог успешного выполнения госорганом своих функций. При этом стоит констатировать факт — прикладное ПО госсектора напрямую завязано на импортные разработки. Это создает определенные риски и проблемы. Исходя из специфики госорганов мы попытались определить некоторые из них, чтобы понять с чем придется столкнуться, если завтра будет принято решение — импортозамещению быть», — заявил г-н Кудряшов.

Прежде всего, по его мнению, потребуется затратить достаточно серьезные временные и, как следствие, денежные ресурсы на корректировку планов информатизации госсектора и развития ИКТ-отрасли. Такие затраты, очевидно, скажутся на темпах развития государственных автоматизированных систем. «Вместо того чтобы решать проблемы, которые стоят на злобе дня, например, вопросы функционирования МЭДО, мы будем заниматься импортозамещением — искать аналоги среди отечественного производителя», — отметил г-н Кудряшов. Так, не ясно, как быть, с замещением сложных составных частей системы МЭДО: «Хотя это по большому счету отечественная разработка, процесс замены импортных компонентов приведет к остановке и парализации системы. Нам придется создавать ее заново».

Кроме того, вырастут затраты на техподдержку. «Раньше мы производили лицензионные отчисления и были уверены, что проблемами поддержания систем, которые у нас стоят, будет заниматься производитель. В случае если мы откажемся от импортных продуктов или на нас будут наложены некие санкции — этим вопросом опять же придется заниматься нам. Кто этим будет заниматься, и сколько это будет стоить, представить страшно», — заявил г-н Кудряшов.

Другим риском, связанным с обсуждаемой темой, может стать нарушение конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Естественно возникает вопрос потери ранее сделанных инвестиций. «Что делать с многообразием установленного ПО? Накоплено огромное количество западных продуктов, потрачены гигантские деньги на их внедрение. Что делать с ними дальше, если с завтрашнего дня мы импортозамещаемся?», — вопрошает г-н Кудряшов.

Еще одна проблема, по его мнению, связана с организацией переобучения сотрудников госучреждений и ИТ-специалистов. «Сейчас обучение и пользователей, и ИТ-специалистов ориентировано на эксплуатацию и создание систем для конкретных продуктов. Деньги были потрачены и на обучение специалистов в вузах, и непосредственно в ходе их деятельности на местах. В том числе, на отечественных курсах и за рубежом. При отказе от импортного ПО всех придется переучивать. И в случае возникновения такой надобности нужно понять, как минимизировать финансовые и временные потери», — сказал г-н Кудряшов.

Определившись с основными проблемами, можно ставить задачу поиска оптимальных направлений для их решения. «Возможно только поступательное и планомерное замещение импортных компонентов и сложных интегрированных систем в сочетании с организацией подготовки специалистов и оптимизацией затрат на разработку новых отечественных ИТ», — убежден г-н Кудряшов.

Поступательное импортозамещение комплексных интегрированных и автоматизированных систем, по его мнению, подразумевает:

— выявление и каталогизацию связей, параметров взаимного влияния и степени зависимостей компонентов комплексных и интегрированных систем. «В настоящее время у нас функционирует большое количество государственных АС. И есть большая вероятность, что тронув одну такую систему, потянем за собой остальные»;

— установление порядка реализации мер по минимизации взаимного влияния заменяемых компонентов и снижению рисков за счет применения технологий, обеспечивающих совместимость на информационном, программном и техническом уровне;

— создание унифицированных средств миграции данных для обеспечения непрерывности процессов автоматизированной обработки документов. «Эти средства должны создаваться в любом случае, потому что рано или поздно придется перекачивать данные из одного ПО в другое».

— контроль и тестирование совместимости замещенных компонентов систем перед тем, как их встраивать в систему госуправления.

Эволюционный путь развития импортозамещения ПО, применяемого в государственном секторе, подразумевает инвентаризацию номенклатуры используемого ПО с увязкой с созданием фонда алгоритмов и программ. «До того как будет принято решение об импортозамещении, нужно понять, что у нас функционирует в стране», — уверен г-н Кудряшов.

Переход на использование отечественных разработок потребует анализа и классификации областей применения с учетом рисков, сроков и затрат. По словам г-на Кудряшова, перед тем, как решиться что-то импортозамещать, надо определиться — а действительно ли это нам нужно? Какие риски существуют в каждом конкретном случае, насколько они серьезны? «Силовые структуры уже давно занимаются этой проблематикой. И примеры реализации у них достаточно полезные. Есть системы, в которых обрабатываются государственные тайны. Необходимости импортозамещения для этих систем нет, потому что они замкнутые, — отметил г-н Кудряшов. — Изначально определившись с областями импортозамещения, следует оценить доступность ресурсов на проведение тех или иных мероприятий в этом направлении, понимая, что в настоящий момент некоторые вопросы по импортозамещению в принципе не решаемы, а необходимые финансовые затраты для нашей страны сейчас не подъемны».

Их сокращение в перспективе, по мнению г-на Кудряшова, возможно путем планирования — определяя финансовые потребности, объемы и источники финансирования; формируя комплекс нормативно-правовых документов, обеспечивающих развитие ИТ-отрасли и унифицируя системы контроля качества и устойчивости функционирования создаваемого или модернизируемого ПО.

Подготовка кадров также подразумевает учет изменений состава программных средств. «Необходимо разработать новые и откорректировать действующие образовательные стандарты подготовки и переподготовки ИТ-специалистов. Рассчитать их необходимое количество. Тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями в деле постоянного совершенствования программ ИТ-обучения. Также надо определиться, на что будут ориентированы такие программы: на Open Source, либо на свои операционные системы».

Говоря об Open Source, он отметил, что данные решения обеспечивают более высокую стратегическую независимость отечественных ИКТ, однако не гарантируют полного исключения рисков использования ПО иностранного производства в госсекторе. Однако развитие отечественного рынка ПО на базе Open Source дает большую свободу маневров в сравнении с проприетарным импортным ПО.

«Импортозамещение ИКТ в госсекторе не может быть проведено единовременно и, в общем, не везде необходимо. Этот вопрос требует планомерных и продуманных решений, основанных на результатах исследований и обоснованном выборе инструментов и технологий перехода. Требуется выработка концепции развития собственной ИТ-отрасли. И, конечно, надо учитывать, что реализация задач импортозамещения ИКТ замещения потребует долгосрочных значительных инвестиций и налаживание собственного производства элементной базы», — заключил г-н Кудряшов.