4 июля Государственная Дума во 2-м и 3-м чтениях приняла законопроект, вносящий поправки в два федеральных закона — 152-ФЗ «О персональных данных» и 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Краеугольным камнем этого проекта и причиной последовавшего бурного обсуждения в СМИ стало изменение, касающееся части 4, статьи 16 149-ФЗ, которая была дополнена пунктом 7 следующего содержания: «Размещение на территории Российской Федерации баз данных информации, в которых осуществляется сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации». В СМИ появились высказывания, что закон приведет к запрету деятельности на территории РФ всех онлайн-сервисов, систем бронирования и социальных сетей, которые хранят данные за границей. Однако, если следовать букве закона буквально, для туристической индустрии изменения будут еще более радикальными. Сосредоточившись на примере рынка авиаперевозок и, в частности, онлайн-трэвел агентств, постараюсь продемонстрировать предполагаемые изменения с точки зрения ИТ и пояснить суть претензий со стороны профессионального туристического сообщества.

Цепочка продаж

Рассмотрим всю цепочку участников рынка авиабилетов и способы их взаимодействия друг с другом. Поставщиками продуктов являются авиаперевозчики. Первым звеном в канале продаж для авиакомпаний являются инвенторные системы, в которых публикуются тарифы по авиаперевозкам и хранится информация о пассажирах. Две крупнейшие и наиболее распространенные в мире инвенторные системы — Sabre и Gabriel — используются авиакомпаниями по всему миру и являются транснациональными ИТ-корпорациями в силу специфики туристического бизнеса. Gabriel — разработка компании SITA, основанной в 1949 г. в Швейцарии по инициативе 11 европейский авиакомпаний. Sabre разработана американскими авиакомпаниями и IBM в 1967 г., ее штаб-квартира располагается в столице шт. Техас — Далласе. В России есть собственная инвенторная система «Сирена 2000», разработанная в 2000 г. ЗАО «КОМТЕХ-Н». Российская разработка ввиду относительной молодости пока еще уступает иностранным конкурентам, хотя быстро развивается. Чаще всего предложения авиакомпаний представлены сразу в нескольких системах, и, в частности, российские компании не могут сосредоточиться исключительно на российском решении.

За дистрибуцию продуктового контента от авиакомпаний по sales-каналам отвечают GDS, или глобальные дистрибутивные системы. Основные GDS — это иностранные ИТ-корпорации Amadeus, Galileo от Travelport, Gabriel, Sabre и российская «Сирена». По аналогичным причинам, как и в случае с инвенторными системами, российские авиакомпании пока не могут сосредоточиться только на российской GDS и дистрибутируют свои предложения через иностранные решения. Несмотря на высокую стоимость использования GDS, авиакомпании не могут отказаться от них, так как, согласно имеющемуся на рынке опыту, продажи авиакомпаний без GDS резко падают.

Каналы дистрибуции — это агентства и онлайн-трэвел агентства. Первые осуществляют продажи через офисы, вторые — через интернет-сайты. Здесь продукты авиакомпаний продаются непосредственно путешественникам.

Для первых двух участников цепочки принятие закона означает необходимость переноса всей ИТ-инфраструктуры, связанной с хранением персональных данных российский пассажиров, в дата-центры на территории РФ. Однако, учитывая сложность данных инфраструктур, уровень технологичности разработок, масштаб необходимых инфраструктурных изменений и программных решений, это вряд ли технически и финансово возможно, особенно с учетом обозначенного в законе срока — 1 сентября 2016 г.

Позиция авиакомпаний

Рассмотрим ситуацию с авиакомпаниями. Какую информацию о пассажирах они хранят о пассажирах? В 152-ФЗ дано следующее определение: «Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Авиакомпании хранят ФИО, дату рождения, номер паспорта или другого документа, на основании которого пассажир регистрируется на рейс. Опционально хранится контактная информация, в частности, телефон или адрес электронной почты клиента. Следовательно, вся информация, которой оперируют участники авиапассажирского рынка, относится к персональным данным и подлежит защите. На данный момент эта информация хранится в иностранных инвенторных системах и GDS. Важно отметить, что присутствие в GDS является важной составляющей сервисного обслуживания пассажиров, поэтому российские авиакомпании инвестировали миллионы долларов во внедрение этих систем как внутри России, так и за ее пределами. Будут ли они готовы отказаться от этих инвестиций? Уверен, что нет.

Ключевые противоречия

Очевидно, что поправки к закону приняты столь оперативно на фоне обострения внешнеполитических отношений России с Западом в связи с событиями на Украине. К сожалению, принятые поправки по какой-то причине игнорируют существование в 152-ФЗ статьи 12 «О трансграничной передаче персональных данных», в которой заложена возможность их передачи на территорию других государств даже в том случае, если государство не обеспечивает должного уровня их защиты. Возможно, именно к ней будут апеллировать в ближайшем будущем участники рынка для пересмотра нововведений. Обоснование внесения поправок — «В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» на данный момент закрыто действующим федеральным законом. И необходимость ужесточения требований мне до конца не ясна.

Стоит ли паниковать?

Эксперты рынка в ответ на появившуюся в СМИ новость выступили с негативными отзывами. Аналогичные отзывы поступали и до внесения изменений со стороны экспертов, допущенных к обсуждению законопроекта (их круг был на удивление узок). Поправки к закону вступят в силу 1 сентября 2016 г. Думаю, что в ближайшее время стоит пристально следить за развитием событий вокруг этого законопроекта и необходимо дождаться комментариев со стороны ФСБ и ФСТЭК, а также от основных игроков рынка, в частности от авиаперевозчиков, таких как «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». Скорее всего, в ближайшее время игроки вступят в диалог с властью с целью выработки более взвешенного решения, удовлетворяющего не только политические круги, но и бизнес-сообщество.

Автор статьи — исполнительный директор по вопросам ИТ онлайн-трэвел агентства Biletix.