Последние пять лет главным драйвером развития Web-стандартов была шлифовка HTML5. Начатая работа наконец доведена до финальной стадии: в конце октября обновленная спецификация была опубликована консорциумом World Wide Web Consortium (W3C) как рекомендованная версия. По всей видимости, серьезных изменений в нынешней версии HTML5 больше не предвидится, поэтому все чаще возникает вопрос: что будет дальше?

Хотя разработка HTML 5.0 практически завершена, это не означает, что процесс развития HTML остановился. Уже ведутся подготовительные работы по разработке новой версии HTML 5.1. Согласно оценкам, вносимые сейчас и будущем изменения будут сведены к официальной редакции стандарта W3C Recommendation уже в 2016 г.

В будущем году также будет запущен подготовительный этап для разработки очередной версии HTML 5.2. И хотя этот план работ говорит о том, что работы по совершенствовании спецификации HTML5 будут продолжаться, внесение принципиально новых изменений в спецификации ради выпуска HTML6 сейчас не намечается.

Однако говорить о полном сворачивании работ по развитию Web-стандартов нельзя. Сейчас уже выделен ряд новых задач, которые нельзя вписать в рамки HTML5. Развивать стандартизацию Web и оставаться в рамках HTML уже невозможно — ни за счет расширения охвата родственных технологий, ни путем присоединения самостоятельных проектов, каким стала новая спецификация CSS.

Что же дальше?

Open Web Platform

Свое мнение о планах развития стандартизации Web высказал Джефф Яффе, исполнительный директор консорциума W3C: «Двигаться в сторону создания единой открытой интернет-платформы Open Web Platform (OWP), построенной на базе HTML5, CSS3 и JavaScript».

Главным направлением в развитии стандартов, по его мнению, должно стать формирование фундамента для развития пользовательских приложений для Web. Новая спецификация должна привлечь разработчиков, которые будут создавать собственные приложения для новой платформы. Со временем это позволит превратить OWP в самостоятельную операционную систему для Интернета.

Работы в этом направлении уже начались. На первой стадии все обсуждения были локализованы внутри W3C. Затем эти темы получили публичный отклик на различных конференциях. Например, на сентябрьском расширенном Web-форуме в Берлине. Там были сформулированы восемь базовых разделов, в рамках которых будет развиваться спецификация OWP:

— Core Web Design & Development (базовые элементы Web-разработки и макетирования) — HTML, стили, макетирование страниц, графика, анимация, поддержка шрифтов;

— Common Services (службы общего назначения) — обслуживание работы системы платежей через Web, аннотации, социальные инструменты общения, семантический Интернет («Web of Data»);

— Device Interaction (взаимодействие с различными устройствами) — поддержка датчиков, учет ориентации, получение данных с вибродатчиков, обслуживание устройств сенсорного ввода, Bluetooth и др.;

— Application Lifecycle (дополнительные этапы работы приложений) — режим офлайн, push-технологии, геопозиционирование, синхронизация контента;

— Media & Real-Time Communications (коммуникации с каналами доставки данных и их прямая передача) — поддержка WebRTC, потоковая трансляция, вывод информации на нескольких экранах;

— Security & Privacy (безопасность и защита персональных данных) — средства идентификации, API криптографии, многофакторная аутентификация, контроль целостности ресурсов;

— Performance & Tuning (средства настройки и производительность) — поддержка профилей настройки, подключение библиотек для наращивания функциональности стандартных элементов, контроль работы системы;

— Usability & Accessibility (юзабилити и доступность) — доступность контента и программных средств, локализация.

Детализация планов развития OWP

Джефф Яффе в своем блоге сравнивает нынешний проект с разработкой ОС: «Сначала готовится список низкоуровневых операций — управление памятью, поддержка устройств. Затем добавляются функции более высокого уровня — поддержка сети, безопасность, графический интерфейс и т. д. После завершения разработки базовых компонентов начинается этап выделения поддержки для приложений».

По его мнению, для эффективной работы Web-разработчиков в будущем им необходимо предоставить базовый набор функций. «Именно сейчас наступил момент, когда надо приступать к проработке средств программирования для платформы OWP, — считает Яффе. — Это позволит сформировать первую в истории ОС, разработанную в полном соответствии со спецификой Интернета».

Нынешние стандарты, определяющие Интернет, еще недостаточно фрагментированы. Будущая платформа OWP должна стать значительно более модульной, чем нынешняя. Процесс фрагментации уже начался с CSS, и достигнутый там результат признан успешным.

«В настоящее время ведутся жаркие дебаты относительно необходимости дополнительной дефрагментации HTML, — поясняет Яффе. — Смысл происходящего состоит в том, чтобы разделить нынешние инструменты на части, для того чтобы разнести их по разным ветвям процедуры обработки. Благодаря этому можно будет контролировать скорость выполнения той или иной команды и точно регулировать ее в зависимости от выполняемой операции».

Планируемые изменения в развитии Open Web Platform вряд ли связаны с созданием чего-то принципиально нового, похожего на HTML5. Скорей всего, речь идет о «тонкой настройке» нынешней системы Web, а вносимые изменения коснутся только Web-дизайнеров и разработчиков браузеров. Главным признаком дальнейшего развития Интернета остается сохранение его совместимости с существующими стандартами.