Компания Accenture опубликовала свое ежегодное ключевое исследование Accenture Technology Vision 2015, в котором приняли участие свыше 2000 руководителей ИТ департаментов и бизнес-подразделений крупнейших мировых компаний.

Это исследование, в рамках которого Accenture проводит системный анализ для выявления новых тенденций в сфере информационных технологий, способных изменить рынки и бизнес, проводится в течение уже пятнадцати лет.

Главный вывод исследования: сегодня наблюдается принципиально новый качественный сдвиг, драматически меняющий рынки и среду, в которой мы ежедневно живем и работаем.

Происходит это благодаря появлению принципиально новых «цифровых экосистем», часто «размывающих» границы традиционных индустрий. Эти новые экосистемы, в свою очередь, становятся возможны благодаря совокупному эффекту от проникновения цифровых технологий как в повседневную жизнь людей, так и ставших «цифровыми» компаний.

(Под экосистемой здесь понимается полноценная система сотрудничества производителей ключевых технологических платформ (оборудование и системное программное обеспечение) с производителями новых «умных» устройств, а также сторонними поставщиками решений и услуг т.п., способная принести результат конечному потребителю).

Эта тенденция — превращение традиционных рынков в новые цифровые экосистемы, где каждый из участников — а сегодня это и компании, и потребители, и даже «умные устройства» — занимает свое место и способен получить совершенно новые результаты и преимущества (в отличие от использования цифровых технологий в одиночку), получила название «экономика всех нас» (We Economy).

Развитие тенденции We Economy нашло свое подтверждение в Accenture Technology Vision 2015.

Согласно его результатам: четверо из пяти опрошенных уверены в том, что в будущем «границы» отдельных индустрий окажутся сильно размытыми, поскольку цифровые платформы превратят их во взаимосвязанные экосистемы; 40% опрошенных планируют привлечь бизнес-партнеров для цифрового бизнеса не из своей индустрии, а 48% хотят по новому сотрудничать с лидерами в сфере технологических платформ.

В исследовании Accenture Technology Vision 2015 приводятся интересные примеры того, как в быстро развивающейся области Промышленного интернета вещей, основанном на взаимодействии встроенных «умных» цифровых устройств, компании формируют «цифровые экосистемы», чтобы предложить новые услуги, улучшить качество сервиса и выйти на новые рынки.

Так, 35% опрошенных уже используют интерфейсы программирования приложений (Application Programming Interfaces, API) для объединения своих данных и сотрудничества с деловыми партнерами, а 38% планируют это сделать.

Одним из примеров является компания Home Depot, которая работает с производителями на условиях обеспечения совместимости продаваемых ею товаров для дома с системой управления «умным домом» Wink. Тем самым компания создает свою собственную экосистему поставщиков решений для «умного дома» — создающую, в свою очередь, потенциал для создания принципиально новых услуг для клиентов Wink.

Philips использует тот же подход, работая вместе с Salesforce над созданием платформы, которая преобразует и упрощает процесс предоставления медицинских услуг. Предполагается, что эта платформа создаст экосистему для разработчиков медицинских приложений для взаимодействия и обмена данными между врачами и пациентами на протяжении всего цикла лечения. Эта весьма масштабная в перспективе экосистема будет включать как электронные медицинские карты пациентов, диагностическую информацию и информацию о проводимой терапии, собранную при помощи специального медицинского оборудования Philips, так и информацию с набирающих популярность персональных устройств, измеряющих показатели пациента.

В исследовании Accenture Technology Vision 2015 отмечается, что при эффективном использовании «цифровых экосистем» Home Depot, Philips и другие компании смогут получить новые источники доходов и способы роста бизнеса.

«В прошлом исследовании Technology Vision отмечалось, что компании говорят о цифровых технологиях как о ключевом факторе их лидерства на рынке. — сказал Пол Догерти, директор по технологиям Accenture. — Теперь цифровые технологии стали частью ДНК компаний, и на очереди — расширение границ их бизнеса через создание новых цифровых экосистем. Они, в свою очередь, способны породить следующие поколения товаров, услуг и бизнес моделей. Мы на пороге масштабных изменений».

Исследование отмечает следующие пять технологических тенденций, которые отражают изменения бизнеса в цифровую эпоху:

  • «Интернет имени меня» (The Internet of Me): наш цифровой мир становится очень персонифицированным. Когда предметы, которыми мы пользуемся каждый день, становятся подключенными к Интернету и связанными между собой — у человека появляются совершенно новые возможности. «Подключенность» проникает в каждый аспект жизни человека, формируя новые пользовательские сценарии и привычки. Резко растет число новейших каналов, используемых компаниями для привлечения клиентов. Согласно исследованию, сегодня среди них и носимые устройства (их назвали 62% опрошенных), «умные телевизоры» (68%), «умные автомобили» (59%) и даже «умные предметы» (64%). Стратегически мыслящие компании работают над изменением технологий создания своих приложений, продуктов и услуг с учетом этих изменений в жизни своих клиентов. Компании стремятся сделать процесс взаимодействия с клиентами гораздо более персонифицированным. Они стремятся общаться с клиентом во всех возможных точках контакта — чтобы привлечь, заинтересовать и удержать потребителя, но при этом не разрушить его доверие. Большинство опрошенных (60%) полагают, что инвестиции в подобную персонификацию и новые каналы работы с клиентом способны окупиться. Компании, которые достигнут успеха в этом новом «Интернете имени меня», способны стать новым поколением лидеров мирового бизнеса и создать новые великие бренды;
  • «Экономика результата»: «умное железо» теперь приносит осязаемый результат. «Интеллектуальное оборудование» сегодня становится своего рода мостом, связывающим цифровое предприятие и физический мир. Его роль можно сравнить с преодолением «последней мили» на пути к клиенту в мире связи. Сегодня в рамках концепции Промышленного Интернета Вещей многие компании внедряют «умные» сенсоры и датчики в самые разные цифровые устройства и связывают их между собой. После чего клиенты могут получить не просто больше новых продуктов и услуг, а именно те выгоды и результаты, которые они хотели бы. 87% опрошенных признали, что широкое использование более «умного» оборудования, в частности — «умных» датчиков и устройств — приведет к тому, что компании станут ориентироваться на продажу конечного результата, а не продукта или услуги как таковой. 84% опрошенных оптимистичны в отношении перспектив, которые открывают новые способы использования их продуктов и услуг, которые принесут встроенные средства интеллектуального управления «железом». В этом смысле мы на пороге «взрывного» изменения рынка компаниями нового типа, которые станут продавать клиенту не устройства, а конечный результат от использования связки «цифровое предприятие + умные оконечные устройства, используемые клиентом». Это приводит нас к понятию «новая экономика — экономика конечного результата»;
  • Революция ИТ-платформы: рождение новых экосистем изменит производство. Сочетание ИТ-платформ, используемых в индустриях и новых экосистем, объединяющих цифровые данные предприятий из разных индустрий, способно породить новую волну инноваций и «взрывного» роста бизнеса. 75% респондентов уверены в том, что следующее поколение цифровых платформ будет развиваться уже не технологическими компаниями, а ведущими предприятия в каждой индустрии. Почти три четверти (74%) подтвердили, что уже используют или пробуют возможности интеграции данных из так называемых индустриальных производственных ИТ-платформ с информацией, предоставляемой другими компаниями — «цифровыми партнерами». Быстро развивающиеся облачные и мобильные технологии не только устраняют ценовые и технологические барьеры в таком сотрудничестве, но также открывают новые возможности для компаний вне зависимости от отрасли и географического положения. Таким образом, основанные на ИТ-платформах новые экосистемы становятся и новой областью для конкуренции;
  • «Интеллектуальное предприятие»: множество данных + более «умные» системы = еще более эффективный бизнес. До сегодняшнего дня передовое программное обеспечение помогало сотрудникам работать лучше и быстрее. Но с появлением «больших данных», а также с прогрессом в области производительности, обработки данных и когнитивных технологий — интеллектуальное ПО помогает теперь уже машинам принимать более точные решения, основанные на анализе информации. Наступает эпоха интеллектуального программного обеспечения, когда у приложений и устройств появляется «разум» — интеллект, схожий с человеческим. Именно так считают около 80% респондентов. 78% опрошенных уверены, что программное обеспечение скоро станет «обучаемым», сможет адаптироваться к нашему изменчивому миру и принимать решения, основанные на приобретенном опыте. Таким образом, следующий уровень производственной эффективности станет результатом последних открытий в области интеллектуального программного обеспечения. Это может привести к новому витку эволюции во всех областях деятельности компаний;
  • новое представление о трудовых ресурсах: сотрудничество людей и машин. Взрывное развитие цифровых технологий увеличивает потребность в сотрудничестве людей и устройств. Большинство опрошенных (57%) применяют технологии, которые позволяют сотрудникам выполнять задачи, решение которых раньше требовало участия ИТ-специалистов — например, в области визуализации данных. Прогресс в области интерфейсов, портативных устройств и «умных» устройств дает компаниям новые возможности для того, чтобы сделать работу своих сотрудников более эффективной путем использования технологий. Так, 77% респондентов уверены, что в течение трех последующих лет компаниям нужно будет готовить свои устройства в той же степени, в какой они готовят сотрудников (например, используя «умное» программное обеспечение, алгоритмы и искусственное самообучение устройств). И несмотря на то, что при взаимодействии людей и устройств могут возникать определенные трудности, 78% опрошенных руководителей согласны с тем, что в этой области имеется значительный потенциал для развития их бизнеса.

«Используя „умные“ самообучающиеся устройства и датчики, новые технологии обмена данными, изменяя возможности приложений, мы действительно можем расширить границы и возможности нашего бизнеса, — отметила Мария Григорьева, управляющий директор Департамента Технологический консалтинг и системная интеграция российской практики Accenture. — Это уже реальность. Примеры — в том числе и российские — зарождения „экономики всех нас“ через создание новых цифровых экосистем сегодня появляются в самых разных индустриях. Розничные магазины создают для нас новые наборы товаров в соответствии с нашими вкусами при помощи анализа нашего присутствия в социальных сетях. Владельцы банковских счетов осуществляют операции через решения, созданные банками вместе с ведущими интернет-компаниями. Компании ресурсной сферы анализируют цифровую информацию с беспилотных летательных устройств, контролирующих нефтяные поля, используя новейшие средства обработки больших данных в „облаках“ для прогнозирования критических ситуаций. Новые экосистемы — это новый потенциал развития бизнеса».