Как по мановению волшебной палочки общественные деятели, бизнесмены, топ-менеджеры и многие другие эксперты заговорили о том, что кризис — это возможность, дополнительный стимул, драйвер, чуть ли не дар свыше. Мнение поддерживают многие. Однако до практических рецептов дело не дошло. Независимо от уровня и статуса профессионалов, которым близка эта точка зрения, дискуссии сосредоточены вокруг довольно размытых формулировок: импортозамещение, инвестиции, нанодеятельность.

Хотелось бы надеяться, что ситуация постепенно исправится. А пока поделюсь парой дельных и предметных рекомендаций в рамках своих компетенций, основанных на опыте работы в области банковских технологий. Эти советы вполне универсальны и могут быть как использованы в банках, так и с легкостью адаптированы к любой другой сфере, где бизнес тесно завязан на ИТ: страхованию, телекому, ритейлу, биллингу и т. д.

Рассуждения эти стоит применять к высокотехнологичным организациям, в которых уже отказались от файлового обмена для синхронизации финансовых документов, используют распределённые транзакции и, конечно, автоматизировали базовые процессы, чтобы, к примеру, не вносить вручную новые паспортные данные клиента в несколько разных систем.

Прежде всего соглашусь с теми, кто в кризисный период видит большие перспективы для развития. Очевидно, что в текущей ситуации инвестиционные бюджеты у большинства стремительно направятся к нулевому уровню, операционные же будут сокращаться настолько, насколько это возможно, чтобы не нарушить бесперебойность бизнеса. Однако именно такое положение позволит проверить на практике, протестировать, если хотите, проэкзаменовать те технологии, на которые делали ставку в течение четырех последних стабильных лет.

В новых условиях

Самое время вспомнить, чем же занимались банки все эти годы, какие технологии там превалировали.

  • Первые две позиции занимают системы ДБО и интеграционные решения. В сфере ДБО даже появились новые фундаментальные термины, например «омниканальность». В интеграционных решениях кто-то остановился на ESB — читай шине (а потому и «мысли шиномонтажника»), кто-то перешёл к BPM.
  • Следом, с отставанием от предыдущих, но близко друг к другу идут хранилища данных, информационно-аналитические и BI-системы, фронт-офисные решения.
  • Обязательный атрибут кризисных времён — Collection, пик которых наблюдался в 2009-м. Ещё не экзотика, но для кого-то лидер по разочарованию — Big Data.
  • И последний тренд с неоднозначной практической составляющей — СМЭВ.

Когда я говорю про испытания или экзамен, то в первую очередь подразумеваю способность используемых технологий, инструментов — если позволите, архитектур адаптироваться к новым условиям. Если год назад отдача от технологий должна была заключаться в возможности быстро запустить новый сервис или услугу невзирая на затраты, то на ближайшее время технологии должны будут обеспечить компромисс между минимальной стоимостью и выполнением бизнес-требований, так как акцент сместится в сторону экономии бюджета. Станут обращать внимание на расходы на поддержку, обслуживание и сопровождение, ведь 10% ИТ-бюджета, затраченные на support в 2014 г., при уменьшении бюджета в два раза превратятся в пятую часть, что, несомненно, вызовет вопросы.

Как разорвать замкнутый круг

Как может показаться, выделить «классические» места для экономии в ИТ нетрудно. Однако, присмотревшись к ним повнимательней, можно обнаружить своего рода замкнутый круг, только разорвав который получится выйти на новый уровень и найти те самые возможности. Речь идет о зависимости трех составляющих: стоимость, сроки, качество.

Когда рынок растёт — всем нужны сроки, про качество, которое в геометрической прогрессии увеличивает стоимость сопровождения, и возможность адаптации вспоминают редко. Если же рынок падает — нужна низкая стоимость, и про качество даже если и вспоминают, то признают его слишком дорогим. Получается, что рынок, который то растёт, то падает, грубо говоря, просто не оставляет места для высококачественных решений, а ведь именно они будут полезны в период спада и помогут выстрелить в период подъёма. К сожалению, как раз по такому сценарию действует большинство компаний.

Стоит отметить, что под качеством подразумеваются характеристики системы в более широком смысле, чем просто способность не ломаться и более или менее выполнять сиюминутные бизнес-задачи, например такие, как удобство настройки силами пользователей, гибкая масштабируемость, грамотный компонентный состав, прозрачность архитектуры и т. д. и т. п.

Проанализировав опыт некоторых успешных банков, ИТ-компаний и свой собственный, я сделал вывод, который на первый взгляд может показаться парадоксальным. Суть в том, что достойные, по-настоящему качественные решения чаще строятся именно в кризис, когда, казалось бы, и денег не так много, и окупаемость проектов не краткосрочная. Этому способствует более грамотное и ответственное отношение к проекту (деньгам) со стороны топ-менеджмента и такой фактор, как более трепетное отношение со стороны исполнителя (ведь потерять заказчика в «сложные» времена — очень плохой знак). Как результат, спешки в этих проектах значительно меньше, а решения обдумываются, выверяются и согласуются более тщательно. Казалось бы, простой, но при этом самый эффективный способ разорвать замкнутый круг.

Где искать возможности

Если вы пойдете по этому пути, то вам пригодятся рекомендации, где искать возможности для развития и оптимизации, а где не стоит. Советую сосредоточить свое внимание на трех классах систем.

Возьмем к примеру фронтальные системы. Очевидно, что если можно обслужить одно и то же количество клиентов меньшим составом сотрудников (или тем же составом, но с меньшим опытом работы), то CEO или правление банка будут довольны. Но что нужно, чтобы это реализовать? Кто-то ответит, что внедряя фронт-офис, нужно строить сквозные бизнес процессы, внедрять и измерять KPI. Кто-то скажет, что это, несомненно, правильный путь, но малореальный сценарий в условиях «схлопывающихся рынков» и «жесткой посадки». Возможно, он же подскажет, что клиентов станет меньше, а сотрудники будут держаться за работу, поэтому и без изменений всё «прокатит». Кто-то вспомнит про дистанционное обслуживание, омниканальность и посетует о запоздалости предложений. А кто-то просто пойдёт и хотя бы один день (если выдержит, то и два) поработает на месте операциониста, кассира, портфельного менеджера. Или хотя бы начнет с альтернативного варианта — запустит ресурс, на котором любой сотрудник сможет оставить идею, направленную на оптимизацию (хотя по моему опыту это работает несколько хуже: жалоб или предложений будет много, толковые же идеи придется отыскивать среди «спама»). Но в любом случае открытий, которые направят по верному пути, будет масса. Конечно, оптимизировать быстро и дешево не получится, так как это сильно зависит от применяемых технологий. Но, думаю, если заручиться поддержкой толкового аналитика и архитектора, оценивать и контролировать траты, то компромисс найти можно при любом положении дел.

Бэк-офисные системы — это тот пласт, на котором сэкономить не выйдет. Требования регулятора реализовывать придётся в любом случае, как и корректировать параметры продуктов, строить отчётность и т. п. Зато в этом сегменте очень легко будет проверить ваших поставщиков на соответствие намерению «долгосрочного сотрудничества» — пойдут ли они вам навстречу и предложат ли заключить следующий договор сопровождения по курсу «докрымского» доллара.

ИС промежуточного уровня (интеграционная платформа или BI-решения) — это как раз та самая «точка роста», если применять правильный подход. Интеграционное решение, на котором строится бизнес банка, должно не просто покрыть те сиюминутные потребности бизнеса, для которых оно строится, но и создать фундамент для дальнейшего преобразования бизнеса через трансформацию процессов и технологий. Это первая задача, которую должна решать интеграционная платформа. Кредитный конвейер или ДБО, который «прикрутили» через «шину» — это вторично. Лишь в таком случае все обещания, о которых вы слышали (и на которые рассчитывали) при выборе интеграционной платформы или BI-системы, — гибкость и возможность быстро подстроиться/адаптироваться под требования бизнеса, возможность своими силами вносить изменения, наращивая функциональность, и развивать решение, простота администрирования и сопровождения — все они заработают.

Для тех, кто уже «окунулся» в мир интеграционных решений и BI-систем, сейчас самый подходящий момент задуматься и сравнить полученное с тем, что хотелось и чего ожидали, проанализировать расхождения, если они есть. Принять меры. В свете всего этого выбор инструментария, платформы, на которой будет строиться то или иное решение, становится важнейшей задачей; халатное отношение здесь будет иметь далеко идущие последствия.

Повторюсь: мне кажется, что сейчас самое правильное время для вывода решений, которые вы используете, на новый качественный уровень. Вслед за решениями потянется и построенный на них бизнес.

Автор статьи — архитектор интеграционных решений R-Style Softlab.