В ближайшие три года воздушный транспорт претерпит революционные изменения благодаря инвестициям в «Интернет вещей» (Internet of Things). Как следует из опубликованного «Обзора тенденций внедрения ИТ-технологий в авиакомпаниях» (SITA 2015 Airline IT Trends Survey), ежегодно проводимого компанией SITA совместно с журналом Airline Business, большинство авиакомпаний (86%) ожидают, что в ближайшие три года «Интернет вещей» создаст очевидные преимущества для авиаиндустрии. Более трети авиакомпаний (37%) уже имеют бюджеты на разработку решений для «Интернета вещей». Основные усилия планируется сконцентрировать на совершенствовании процедур регистрации на рейс, сдачи и получения багажа.

«Интернет вещей» представляет собой подключенные к Интернету физические объекты и цифровую инфраструктуру для взаимодействия с ними, сбора и анализа информации. В рамках развития концепции «Интернета вещей» все большее количество элементов физической инфраструктуры аэропортов подключается к Интернету, в том числе здания, тележки, буксиры, различные виды оборудования, а также принятый к перевозке багаж пассажиров, другими словами все, что может менять свой статус. Однако, не только «вещи», но и пассажиры и авиационный персонал могут быть частью «Интернета вещей», поскольку благодаря развитию мобильных технологий уже 83% пассажиров, по данным опроса, путешествуют со смартфонами и тем самым постоянно находятся в сети.

Исследование SITA, проведенное среди 200 ведущих мировых авиакомпаний, выявило, что к 2018 году 16% авиаперевозчиков планируют реализацию обширных программ в сфере «Интернета вещей» и еще 41% собирается заняться исследованиями и разработками в этом направлении.

Технический директор компании SITA Джим Питерс (Jim Peters) отметил: «Интеграция в интернет-пространство продолжается повсеместно, и авиакомпании понимают, что для того, чтобы воспользоваться преимуществами „Интернета вещей“, нужны инвестиции. Они уже нарастили инвестиции в разработку решений для бизнес-аналитики и создание центров хранения и обработки данных, на которых и строится „Интернет вещей“. Одновременно SITA совместно со всеми участниками авиационного сообщества приступила к разработке концепции, позволяющей эффективно использовать „Интернет вещей“ в бизнес-процессах и на всех этапах обслуживания пассажиров».

Все подключенные к интернет-сетям объекты, в том числе пассажиры и авиационный персонал, генерируют огромные объемы данных. Именно поэтому ключевое значение приобретают центры хранения и обработки данных и решения в сфере бизнес-аналитики (BI). Результаты нового исследования говорят о том, что 94% авиакомпаний уже инвестируют средства в разработку BI-решений. При этом 74% до конца 2018 года планируют запустить крупные инвестиционные программы в этом направлении. Кроме того, 68% авиаперевозчиков запланировали в ближайшие три года существенные вложения в создание дата-центров, а 14% намерены заниматься научно-исследовательскими разработками или реализацией пилотных программ.

Радиомаяки станут первыми устройствами, которые получат массовое распространение в авиатранспортной отрасли в рамках развития «Интернета вещей». Цифровые решения позволяют соотносить данные датчиков о местоположении объектов с любой другой информацией. В настоящее время только 9% авиакомпаний используют или тестируют радиомаяки, но уже к 2018 году их доля может вырасти до 44%. Наибольшее применение эти устройства получат в сфере предоставления багажных услуг. Так, 44% авиакомпаний планируют использовать их на стойках регистрации и сдачи багажа, а 43% — в зоне размещения багажной карусели. Оба этих этапа авиапутешествия пока остаются наиболее слабыми местами с точки зрения пассажирского сервиса.

Исследование SITA показало, что система оповещений активно развивается, и первая волна, ознаменовавшая внедрение уведомлений как услуги, постепенно превращается в общепринятый стандарт интерактивного взаимодействия при помощи мобильных устройств, внедренный большинством авиакомпаний. В ближайшие три года развитие системы оповещений будет направлено на использование геопространственной информации, получаемой в том числе с использованием радиомаяков, для управления багажом и обеспечения своевременной посадки пассажиров на рейсы через использование оповещений, формирующихся на базе информации о местонахождении, собираемой в том числе и до их прибытия в аэропорт. В настоящее время около 60% авиакомпаний имеют собственные приложения для смартфонов, которые предоставляют информацию о текущем статусе рейсов. К 2018 году доля предлагающих эту услугу перевозчиков, как ожидается, превысит 96%. При этом через три года 57% авиакомпаний уже будут использовать радиомаяки для обеспечения работы навигационных приложений, помогающих пассажирам легко ориентироваться в незнакомом аэропорту.

Как добавил г-н Питерс: «Концепция „Интернет вещей“ находится на начальном этапе развития, но уже становится реальностью. Эта технология является поворотной точкой, которая кардинально изменит не только методы работы авиатранспортной отрасли, но и все аспекты нашей жизни. Авиакомпании и аэропорты собираются совместно внедрять „Интернет вещей“ через использование радиомаяков, и на базе этого создать „умные“ аэропорты, способные использовать собираемую бизнес-аналитику для того, чтобы сделать пребывание пассажиров более комфортным».