ИТ-специальности редко сохраняют свой статус-кво, потому что всегда находятся внешние факторы воздействия, предполагающие его изменение: технологический прогресс, изменение бизнес-приоритетов или другие возможности, сулящие профессиональный рост и карьерное продвижение. Тем временем присутствует ещё один фактор, который поможет нам лучше взглянуть на развитие рынка труда для ИТ-специалистов. Пока этот фактор можно рассматривать лишь концептуально, но он точно стоит внимания — это автоматизация.

В недавней статье Ника Хиза из TechRepublic, озаглавленной «Почему вы не должны беспокоиться о том, что роботы украдут вашу работу», была озвучена мысль, что роботы никогда не смогут полностью заменить людей, поскольку существуют сложные процессы, выполнение которых механическим конкурентам человека не по плечу. Собственно, мысль о том, что роботы могут отправить человечество на свалку истории, сама по себе крамольна, уверен Хиз.

Тем не менее, помимо робототехники существуют и другие технологии автоматизации, которые могут выполнять множество задач, в настоящее время решаемых людьми. В конце концов ИТ существует для того, чтобы автоматизировать рутинные либо, другими словами, низкоуровневые работы там, где это только возможно. Автоматизация в области ИТ включает, к примеру, планирование задач, работу диспетчеров для сброса паролей, развертывание операционных систем, управление конфигурациями и мониторинг больших данных.

Автоматизация таких процессов не всегда приводит к сокращению численности персонала; дальновидные организации могут извлечь выгоду из технологической автоматики, чтобы разгрузить системных администраторов, разработчиков и другой ИТ-персонал для более важной работы. Уменьшение рутинной работы способствует творческому развитию коллектива, что может положительно сказаться на прибыльности компаний в других областях бизнеса. В то же время существуют области применения автоматизации, которые могут привести к сокращению рабочих мест, связанных с основной деятельностью.

Одной из таких областей является виртуализация. К примеру, виртуализация северов позволяет до предела упростить администрирование инфраструктуры, эта технология снижает потребность в физических серверах и сотрудниках для их поддержки; облачные вычисления упростили создание и хранение резервных копий данных, что снизило потребность в физических носителях, и, соответственно, в обслуживающем их персонале. Не менее разрушающее воздействие на ИТ-персонал могут оказать централизованные программы для обработки и анализа больших объёмов данных типа Splunk. Их мощные движки применяются для поиска и устранения неполадок в ИТ-инфраструктуре, мониторинга нарушений систем безопасности, оптимизации рабочего процесса предприятия.

Есть десятки подобных примеров, но концепция автоматизации не ограничивается только ИТ-рынком, есть и другие отрасли, где ей найдется применение. Автоматизация как технология продолжает развиваться, ее время уже приходит.