Аналитики ожидают, что распространение технологий виртуальной реальности (VR) станет одним из главных трендов 2016 г., о чем, в частности, свидетельствует готовность крупных вендоров к выпуску целого ряда продуктов в этой области. Потребительский рынок VR быстро эволюционирует, но не очень ясно, как соответствующие устройства могут быть применены в бизнесе. Мы решили побеседовать с экспертами, чтобы понять, как CIO могут создать бизнес-модель использования VR.

1. Найдите реальные основания для развертывания технологии

С точки зрения многих ИТ-лидеров, область VR еще находится в стадии зарождения. Однако Алекс Смит-Бингам, директор по цифровым технологиям консалтинговой фирмы Capgemini, считает, что новейшие головные VR-устройства уже достаточно усовершенствованы, чтобы их можно было использовать для трансформации взаимодействия компаний со своими клиентами.

В числе хороших примеров, говорит он, можно привести британский тематический парк Alton Towers, использующий VR в своем новом аттракционе американские горы, и создание VR-тура по Букингемскому дворцу. Разработки, однако, не ограничиваются сферой развлечений.

«VR-технологии имеют огромный потенциал в сфере B2B, — отмечает Смит-Бингам. — Один наш заказчик из нефтегазовой отрасли создал новое средство обучения, благодаря которому рабочие могут присутствовать в виртуальном 3D-пространстве реальной нефтяной платформы. Они могут без реального риска учиться поведению в опасных ситуациях».

Признаки развития этого тренда навели Уильяма Макмастера, директора по виртуальной реальности продюсерской компании Virtualise, на мысль предложить организациям, использующим VR, стать драйверами перемен. По его словам, «пока еще не совсем ясно, каким образом эта технология проявит себя в бизнесе, однако уже сейчас есть ряд хороших примеров использования VR».

CIO компании Claranet Энди Уилтон тоже отмечает примеры того, как VR находит применение в определенных сферах деятельности, скажем, у инженеров, моделирующих свои проектные разработки, или у хирургов, обучающихся проведению операций без риска для реальных пациентов. Но несмотря на потенциальные возможности технологии, Уилтон предостерегает от излишнего энтузиазма.

Несколько лет назад наблюдался большой ажиотаж в отношении виртуальных миров типа Second Life, но реализовать все это не удалось.

«Хотя в любой области, где можно найти прямое приложение VR, легко просматриваются перспективы этой технологии, пытаться сегодня внедрять ее взамен уже эффективно работающих процессов так же неразумно, как и десять лет назад», — говорит он.

2. Создайте сильную бизнес-модель на основе реального сценария

Положительный момент состоит в том, что некоторые организации успешно используют новые возможности. В конце прошлого года картографическая компания Ordnance Survey (OS) создала виртуальную картину участка горы Бен-Невис (самая высокая вершина Великобритании) размерами 10 на 10 км. OS сегодня предлагает VR-тур по горной местности, который воспроизводится с помощью очков Oculus Rift и шлема Google Cardboard с устройствами на базе iOS или Android.

По словам Дэвида Хэйнеса, разработчика ПО и VR-специалиста OS, в настоящий момент работа его команды носит в основном экспериментальный характер. «Мы переводим нашу топографическую 3D-информацию в виртуальную среду, чтобы понять как отображать карты не на бумаге, а на экране, — говорит он. — Мы намерены поиграть с VR-технологией и овладеть ее возможностями».

Хэйнес и его коллеги демонстрировали свою технологию на профессиональных выставках и мероприятиях для выпускников университетов и получали положительную реакцию. «Главным сюрпризом было воздействие на людей — они были буквально потрясены», — говорит он.

Главное составляют технические вопросы. По словам Хэйнеса, не так-то просто перенести существующие форматы данных в 3D-среду. Сниженная частота кадров, особенно на мобильных устройствах начального уровня, уменьшает качество восприятия. Но, несмотря на эти проблемы, Хэйнес советует другим CIO экспериментировать.

«Простым вариантом для начала экспериментов с VR является использование Google Cardboard, — говорит он. — Технология находится на ранней стадии, но сегодня ее апробация обойдется намного дешевле, чем несколько лет назад, и поэтому организации могут себе позволить заняться опытами. Планка для экспериментов с VR стала гораздо ниже».

Каким же фирмам стоит апробировать эту технологию? По словам Хэйнеса, потенциальными бенефициарами будут CIO организаций с легко переносимой информацией. Компания OS, например, имеет громадные объемы готовых данных, которые можно использовать для создания 3D-карт.

Хэйнес указывает на возможности технологии в тяжелой промышленности, где она может вдохнуть жизнь в CAD. «Массы производственных фирм интересуются VR, поскольку она может создавать у людей живые представления об объектах», — говорит он.

«Я твердо уверен, что VR имеет множество потенциальных приложений. Мы уже беседовали с рядом наших партнеров о конкретных сценариях, например, о возможности работников компаний виртуально побывать в том или ином месте до его физического посещения. Пока мы находимся на старте будущих маршрутов, но возможности бесконечны».

3. Как можно раньше позаботьтесь о безопасности

Пол Рёриг, глобальный управляющий директор Center for the Future of Work компании Cognizant, отмечает, что предшествовавшее развитие технологии могло создать у многих людей впечатление, что от VR мало пользы. Однако в воздухе чувствуются перемены, что в немалой степени подтверждает информация Рёрига, согласно которой суммарные инвестиции в VR ныне составляют от трех до трех с половиной миллиардов долларов в год.

«Для большинства традиционных отраслей еще не время делать рисковые инвестиции в VR, однако надо помнить, что в цифровую эру использование технологий для улучшения навыков и повышения производительности стало одним из ключевых драйверов успеха. Толковым лидерам пора начинать заниматься пилотными проектами в сфере бизнес-процессов, приобретая в их контексте важные для будущего знания», — говорит Рёриг.

«Когда дополненная реальность соединится с Интернетом вещей, а работники смогут видеть эти процессы и на них воздействовать, начнут появляться совершенно новые формы деятельности и профессии. Подумайте о том, насколько будут важны приобретенные в контексте VR специальные знания для хирурга, столкнувшегося с незнакомой ситуацией, сотрудника полиции, ищущего преступника, или преподавателя, занимающегося индивидуализированным обучением».

Вместе с тем, CIO, желающие успешно освоить виртуальную технологию, очевидно, столкнутся с рядом проблем. Боб Хогенбом, профессор в области экспертных бизнес-исследований, работающий в Бизнес-университете Нинроде (Нидерланды) и являющийся специалистом по VR, обращает особое внимание на рост внешних угроз.

«Следует предпринимать более решительные действия по управлению рисками кибербезопасности и инвестированию в базовые меры защиты. С ростом популярности VR-технологий особенно важно добиться того, чтобы весь персонал организации понимал суть этих мер, механизм их действия и правила безопасной работы VR-технологиями», — говорит он.