В то время, как во многих организациях ожидают максимальной отдачи от вложений в информационные технологии, разрыв между внутренними ИТ-отделами и провайдерами управляемых сервисов (MSP) наконец перешел в критическую стадию.

Исторически сложилось так, что внутренние ИТ-структуры зачастую лишь в крайнем случае соглашались прибегнуть к услугам MSP-провайдеров по вопросам, выходящим за пределы их собственной компетенции, в том числе касающихся ИТ-безопасности и низкоуровневых ИТ-сервисов, таких как резервное копирование и восстановление данных. Если MSP-провайдеры хотели предложить что-нибудь посложнее, им часто приходилось действовать в обход ИТ-отделов, продавая свои услуги напрямую руководителю того или иного бизнес-направления.

Однако в эпоху, когда необходимость в цифровой трансформации бизнеса вынуждает внутренние ИТ-подразделения пользоваться облачными сервисами, отношения между ними и MSP-провайдерами стремительно меняются. Вместо того, чтобы видеть в MSP-провайдерах угрозу своему существованию, все больше внутренних ИТ-отделов опираются на профессионализм MSP-провайдеров, помогающих им организовать управление всеми этими сервисами. Недавний опрос 397 ИТ-специалистов в США и Великобритании, проведенный маркетинговой фирмой Vanson Bourne по поручению провайдера ИТ-сервисов, корпорации Sungard Availability Services, выявил, что почти три четверти опрошенных прибегают к дополнительной помощи со стороны для внедрения облачных решений.

Вместе с тем, многие ИТ-подразделения вкладывают средства в частные облака, и не только потому, что их, наконец, стало проще разворачивать, а еще и потому, что благодаря применению в них программно-определяемой инфраструктуры MSP-провайдерам стало легче дистанционно управлять дата-центрами на их основе.

До сих пор MSP-провайдеры брали на себя оркестрирование некоего комплекса ИТ-сервисов собственной разработки и дополнительных сервисов, которые они перепродают уже годами. В эпоху облаков этот комплекс сервисов претерпевает значительные изменения. Теперь, когда облака предлагают беспрецедентный набор сервисов, многим MSP-провайдерам уже не нужно так много инвестировать в дата-центры, чтобы заниматься предоставлением управляемых сервисов. Для этого им достаточно использовать API, которые стали обычным инструментом для большинства облачных провайдеров.

Как меняется комплекс сервисов от MSP-провайдеров

Результаты нового опроса 101 участника канала продаж в США, опубликованного компанией Nintex, занимающейся разработкой ПО для автоматизации документооборота, свидетельствуют о том, что 72% опрошенных предполагают рост своего бизнеса управляемых сервисов. При этом 38% респондентов ожидают, что половина или даже большая часть их сервисов будет предоставляться в облаке. Вызов, с которым сталкиваются MSP-провайдеры, заключается в необходимости осознания того, что путь к развитию лежит через создание областей деятельности, где применяются новые технологии (48% респондентов), с последующим наймом толковых сотрудников (45% респондентов) для их обслуживания. Больше половины опрошенных (53%) также отметили тенденцию к росту своего бизнеса, связанного с разработкой приложений с использованием их интеллектуальной собственности и под заказ.

Джош Вальдо, вице-президент по стратегии и программам работы с партнерами компании Nintex, заявил о том, что многие MSP-провайдеры проводят реинжиниринг своих бизнес-моделей, чтобы остаться в тренде. «Многие из этих MSP-провайдеров либо сразу начинали с облаков, либо сейчас перестраивают свои бизнес-модели, — рассказал он. — В то же время ИТ-отделы пытаются прояснить свое предназначение».

Что интересно, Майк Крейн, исполнительный вице-президент компании Five9, предоставляющей центр управления контактами в качестве облачного сервиса, заявил, что их сервисная организация отмечает все более тесное сотрудничество ИТ-департаментов с партнерами его компании.

«С внутренних ИТ-подразделений при этом снимается излишняя служебная нагрузка, — говорит Крейн. — Так что они теперь могут уделить больше внимания ИТ-архитектуре в целом».

Вследствие всех этих перемен, даже те поставщики ИТ-услуг, чья бизнес-модель базируется на прямых продажах конечным пользователям, начинают обращаться к каналу посредников. Так, Bedrock Data, облачный провайдер средств интеграции данных для конечных пользователей, объявил о заключении партнерского соглашения с Trujay Group, консалтинговой фирмой, специализирующейся на системной интеграции.

«У фирмы Trujay богатый опыт по части передовых методов в области управления мастер-данными, — заявил генеральный директор Bedrock Джон Маркус. — Мы будем оценивать потенциал будущих партнерских отношений в индивидуальном порядке».

MSP-провайдеры будут предоставлять больше ИТ-сервисов

В свете начавшегося постепенного сближения макротенденций, связанных с облаками, гиперконвергенцией, затратами на теневые ИТ и программно-определяемой инфраструктурой, ИТ-подразделения будут вынуждены принять MSP-провайдеров как должное, так как руководители бизнес-подразделений все охотнее самостоятельно пользуются сторонними ИТ-сервисами, говорит Дайен Кракора, генеральный директор консалтинговой фирмы канала PartnerPath. Это окажет определенное влияние и на то, какую роль будут играть ИТ-подразделения.

«ИТ-отделы должны найти способ приносить пользу своей компании, — считает Кракора. — Иначе бизнес-подразделения за решением своих проблем направятся прямиком к MSP-провайдерам».

По сути дела, не за горами тот день, когда внешние MSP-провайдеры будут предоставлять больше ИТ-сервисов, чем собственные ИТ-отделы компаний. Результаты недавнего отчета ассоциации CompTIA показали, что более половины из 200 тыс. новых рабочих мест в сфере технологий, появившихся в 2015 г., были созданы в секторе ИТ-сервисов. Значительная часть этого будущего роста будет обусловлена не только управлением ИТ-сервисами со стороны MSP-провайдеров: целые процессы отойдут в ведение MSP.

В связи с этим главной задачей для дальнейшего развития станет смягчение традиционных трений между MSP-провайдерами и внутренними ИТ-отделами с целью достижения результата, который намного превысит сумму отдельных слагаемых.