Уже более двух лет российский ИТ-рынок и прежде всего, конечно, его корпоративный сегмент, живут под флагом импортозамещения, и сейчас, спустя уже достаточно большое время следования этим курсом, вопрос о практических его результатах и дальнейших перспектив является весьма актуальным. К сожалению, статистической информации о ситуации в российской ИТ-сфере очень немного, и в этой связи особый интересен представляют данные о бизнесе фирмы «1С», являющейся лидером российской софтверной разработки, причем именно в корпоративной сфере, которые в существенной мере отражают ситуацию и процессы на ИТ-рынке в целом. Именно под таким углом зрения стоит посмотреть на прошедший в конце октября в Москве третий ежегодный бизнес-форум «1С:ERP», который вполне возможно станет самым масштабным ИТ-мероприятием корпоративной направленности в России в этом году (в нем в очном виде приняло участие около 1500 человек, также велась онлайновая интернет-трансляция).

«Продукты нашей фирмы давно широко используются в нашей стране. По нашим оценкам, наше ПО используется сегодня 1,5 млн. организаций, т. е. в той или иной степени практически всеми, — отметил директор „1С“ Борис Нуралиев, говоря о влиянии на бизнес фирмы правительственной политики импортозамещения. — Решения семейства „1С“ применяются и в крупных компаниях, но как раз эта категория заказчиков раньше зачастую стеснялась об этом говорить. Про внедрение крупной западной ИТ-системы сразу писались пресс-релизы, а про нас делать этого не спешили. А сейчас, когда надо отчитываться за импортозамещение, стало модно говорить про „1С“-внедрения».

Согласно представленным в докладе главы «1С» данным, мода на импортозамещение помогает корпоративному направлению фирмы: после спада продаж в 2014 г. сейчас наблюдается рост продаж, причем в этом году он прогнозируется на уровне почти 19%, что, конечно, выглядит весьма существенно, особенно на фоне общей ситуации в экономике страны. Правда, тут нужно заметить, что результаты приведены в рублевых показателях, поэтому с учетом инфляции последних лет, скорее всего, получится, что ожидаемый результат этого года будет ниже результата 2013 г. (оценивать в долларовом эквиваленте было бы, возможно, более правильным, учитывая глобальный характер ИТ-рынка).

Но как бы то ни было, «1С» продолжает усиливать свои позиции на корпоративном рынке, что подтверждается данными исследований IDC: доля «1С» на рынке интегрированных систем управления предприятием выросла до 32,7% в долларовом исчислении, при том, что цены продуктов «1С» привязаны к рубля, а у западных конкурентов — к долларам. С учетом этого обстоятельства, согласно оценкам «1С», на долю фирмы сегодня приходится до 90% поставок ERP-решений по числу автоматизированных рабочих мест.

Рассказывая об участии фирмы в процессе ИТ-импортозамещения Борис Нуралиев, сообщил, что в настоящее время в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, используемый в системе закупок для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ), включены 253 программных продукта «1С» и ее партнеров (которые тиражируются в рамках программы «1С-Совместно»). Кроме того, партнеры и дочерние компании «1С» (а их около двухсот) самостоятельно регистрируют собственные продукты. Правда, о том, насколько участие в Реестре помогает развитию корпоративного бизнеса «1С» судить трудно, тем более что основными пользователями ее продуктов все же являются коммерческие компании. Однако нужно отметить, что заказчиками «1С» сегодня являются и компании с зарубежными корнями (в частности, приводился пример внедрения «1С:Предприятия» в российской «дочке» Siemens AG — «Сименс технологии газовых турбин»).

В настоящее время ключевыми горизонтальными решениями «1С» для корпоративных клиентов являются три продукта: «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Управление холдингом» (это ПО заменило продукт «1С:Консолидация», существенно расширив его возможности) и «1С:Документооборот». В настоящее время ведется разработка комплексной системы «1С:Корпорация», которая должна объединить функционал этих продуктов и расширить его возможности за счет включение дополнительных средств, в том числе инструментов разработки прикладных решений. Кроме того, в корпоративном арсенале фирмы имеется ряд популярных вертикальных продуктов: «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление торговлей», «1С:Розница», «1С:Предприниматель», «1С:Управление небольшой фирмой».

Сегодня флагманским корпоративным продуктом фирмы является «1С:ERP 2.0», и для разработчиков важной задачей является постепенная замена предыдущего варианта этого решения «1С:УПП 1.3», которое до сих пор продается и внедряется (соотношение продаж в рублях "1С:УПП"/"1С:ERP" в 2014 г. составляло 49/51, в 2016-м — 32/68). Как было сказано, фирма не планирует развивать функционал «1С:УПП», хотя продолжает поддержку продукта в плане соответствия законодательству и исправления найденных ошибок. Предполагается с 1 января 2018 г. снять «1С:УПП» с прайс-листа (останутся поставки по специальным запросам) и одновременно повысить стоимость технической поддержки. Борис Нуралиев заверил, что фирма будет поддерживать продукт как минимум до апреля 2020 г., и в любом случае предупредит клиентов за три года о снятии с поддержки.

«Мировые информационные технологии развиваются быстро. У нас нет выбора — мы будем идти со скоростью мирового рынка или даже чуть быстрее, чтобы наши решения были конкурентоспособны», — заявил глава «1С», отметив, что развитие платформы и продуктов системы «1С:Предприятие» идет в направлении современных ИТ-трендов — облака, мобильность, поддержка многоплатформенности. При этом фирма неуклонно смещается от модели поставок программных продуктов к сервисным схемам ведения бизнеса (подписка, облачные сервисы).

Как следует из высказываний руководителя «1С», компания не намерена выходить за рамки традиционного спектра своих продуктов (задачи управления предприятием, автоматизация бизнес-процессов организаций), но видит возможность расширения своего бизнеса в более глубоком погружении в предметную область. Речь, в частности, идет об участии на рынке услуг аутсорсинга учетных функций. Сейчас рассматривается вопрос об использовании технологий уже существующего сервиса «1С:БухОбслуживание» для построения общих центров обслуживания в холдингах.

И вот еще один любопытный пример трансформации бизнеса в современную цифровую эпоху. Переход на сервисные модели и электронные методы поставки ПО резко сократил потребность в физических складских помещениях. В этой связи логистический центр «1С» запустил новую услугу — внеофисное хранение документов, которая включает в себя хранение документов клиента на специально оборудованном складе, вывоз документов из офиса клиента, подбор и доставку документов в офис клиента, создание электронного архива.