В разговорах о роли ИТ-директора очень часто звучит тезис, что он должен вникать во все проблемы бизнеса, понимать приоритеты развития, предлагать адекватные решения, которые действительно что-то оптимизируют. Есть и другое популярное суждение: ИТ-решения должны делать процессы измеримыми. Звучит красиво, а вот проследить, как всё происходит на самом деле, удается не так часто, как хотелось бы. Однако примеры есть. О своих взглядах на ИТ и результатах отдельных проектов заместителю главного редактора PC Week Ольге Мельник рассказал Александр Козлов, заместитель генерального директора по ИТ группы предприятий ПЦБК (Пермская целлюлозно-бумажная компания).

PC Week: Как устроен бизнес вашего комбината, что и как вы производите?

Александр Козлов: Группа предприятий ПЦБК — один из ведущих производителей гофроупаковки в России. Гофроупаковка — это тарная упаковка, в основном применяемая для доставки товаров повседневного спроса от производителя до магазина. Мы выпускаем гофроящики, из которых выкладывают товары на прилавок (а иногда на прилавок выкладывается сразу целый ящик, это называется shelf-ready packaging). На долю компании приходится примерно 5% выпускаемых в стране гофроящиков. ГК ПЦБК — вертикально интегрированная торгово-производственная компания. Мы работаем от сырья до готовой продукции. В качестве сырья применяем берёзу — 210 тыс. кубометров в год, и макулатуру — 180 тыс. тонн, — перерабатывая большой объём неделовой древесины и вторичного сырья, фактически тех же самых ящиков, вернувшихся к нам обратно. Выпускающие мощности находятся в Перми на двух производственных площадках, всего в компании более 2000 сотрудников. Недавно группа предприятий ПЦБК отпраздновала 55-летие.

Особенность нашего производства заключается в большом количестве переделов, которых, даже если оставить за скобками лесозаготовительные процессы, на пути от пришедшего к воротам сырья и до ушедшего гофроящика легко можно насчитать с десяток. И при этом у них разная природа. Мы начинаем с дискретных операций — распилка бревна, снятие коры, размол ствола в щепу. Затем идут химические процессы — варка целлюлозы, подготовка макулатурной массы. После этого переходим к механическим воздействиям — формирование бумажного полотна, сушка и выпуск ролевого сырья на бумажных машинах. И заканчиваем снова дискретными операциями: выпуск заготовок на гофроагрегате, высечка ящиков, нанесение печати.

Каждый из этих переделов нуждается во всестороннем планировании, учёте, своевременном обеспечении ресурсами. Простор для применения информационных технологий огромен. Тем не менее у нас нет цели цифровизировать всё и сразу, мы искренне считаем, что все внедряемые ИТ-инструменты должны в первую очередь приносить пользу. Особенно важно помнить о пользе именно сейчас, когда появляющиеся ИТ-средства походят на небольшие чудеса, а в абстрактной терминологии в этой области нет недостатка.

PC Week: Что в данном случае означает пользу?

А. К.: Для ГК ПЦБК полезными являются ИТ-проекты, принадлежащие как минимум к одной, а лучше сразу ко всем трём категориям, которые я сейчас назову.

Во-первых, ИТ добавляют процессам измеримость. Управление процессом и его эффективностью выходит на новый уровень с появлением измеримых, контролируемых показателей.

Во-вторых, ИТ оптимизируют выполнение процессов: полностью отменяют ручной труд, делают работу более ритмичной или дают в руки исполнителю новый, более эффективный инструмент.

И наконец в-третьих, ИТ создают коммуникативную среду. Речь не об унифицированных коммуникациях и не об IP-телефонии — этим в 2017 г. уже никого не удивить, но я имею в виду коммуникации в широком смысле. С клиентами — через «Личный кабинет», с сотрудниками — через мобильное приложение, через портал и цифровые дисплеи и т. д.

PC Week: Какие же проекты удовлетворяют этим критериям?

А. К.: Один из примеров — наша «Биржа грузов», торговая площадка для поиска услуг автотранспорта. За день мы отправляем не один десяток грузовых машин с продукцией и половину таких рейсов сами заказываем у грузоперевозчиков. На «Бирже грузов» все грузоперевозчики видят, какова наша потребность в рейсах, участвуют в торгах на одинаковых условиях, выгружают нужные нам документы. А мы используем конъюнктуру транспортного рынка, находя недорогие рейсы под обратную загрузку.

Особенность нашей биржи — самостоятельная реализация проекта в 2015 г. Методологию разработали сами, «1С»-часть разрабатывали наши программисты, с веб-частью помогали подрядчики. И это несмотря на большое разнообразие готовых облачных сервисов — от транспортных брокеров (LOGINET) до Uber’ов грузоперевозок (icandeliver).

Каждый раз, возвращаясь к нашему решению, я нахожу такой подход оптимальным, и вот почему. Экономический эффект от конкуренции между транспортными компаниями — хоть 5, хоть 55 тыс. руб. в день — никогда не станет решающим конкурентным преимуществом для компаний с миллиардными оборотами. Но зачастую именно это предлагают облачные сервисы. Ключевой эффект от нашей биржи в том, что теперь потребность в рейсе закрывается полностью автоматически, от появления потребности в перевозке у коммерческой службы до подъезда машины к воротам. Всё происходит ритмично, не зависит от людей, не может быть испорчено или искажено. Вряд ли облачный сервис наведёт порядок в этих индивидуальных для каждой компании процессах. Кроме того, это был наш первый опыт с веб-проектами, мы наработали нужную нам ИТ-компетенцию и теперь используем её дальше.

«Биржа грузов» попадает сразу в три категории «пользы». У процессов поиска транспорта появилась измеримость: видно, когда рейс был выставлен на торги, понятно, как много компаний за него торговалось, какое снижение было достигнуто. Из процессов ушёл ручной труд, исчезли люди-посредники, рейсы торгуются автоматически по расписанию. Была создана среда коммуникации с нашими поставщиками транспортных услуг.

Другой пример — автоматизация управления ремонтами, ТОРО. В любой капиталоёмкой промышленности ремонты важны, и целлюлозно-бумажная отрасль здесь не исключение. На поддержание работы оборудования тратятся сотни миллионов рублей в год, и каждый процент повышения эффективности даёт значительный эффект, будь то уменьшение аварийных простоев или сокращение затрат.

Процесс ремонта оборудования по своей природе самый сложный из прикладных автоматизируемых процессов. Здесь, с одной стороны, задействовано огромное количество физических объектов — оборудования, запчастей и материалов, с другой стороны, эти объекты связаны друг с другом посредством самых разнообразных ремонтных воздействий. Именно поэтому ввод нормативной информации в автоматизации ремонтов всегда трудозатратен, поскольку в справочниках нужно описать все имеющиеся материальные сущности и все способы воздействия на них.

Чтобы в разумные сроки получить адекватные и полезные (vs академические) справочники по ремонтам, мы в ИТ-отделе создали группу по внедрению ТОРО. Эта группа во взаимодействии с производственными подразделениями заполняет нормативную информацию и помогает им начать работать в системе. После полугода работы группы такое решение выглядит полностью обоснованным, поскольку отвлекает минимум ресурсов у непосредственных исполнителей ремонтов и обеспечивает качественные данные в справочниках и документах.

PC Week: Какие программные продукты вы используете для ТОРО?

А. К.: Используем «1С:ТОиР». Среди работающих блоков стоит отметить автоматизацию ежедневного обслуживания, когда для дежурного персонала задаются маршрут обхода и задачи в каждой точке, а сотрудник с помощью мобильного терминала сканирует метки, отмечает выполнение задач и регистрирует отклонения, сопровождая эти данные фотографиями. Эффект от автоматизации этого казалось бы простого процесса — колоссальный. На запуске регистрировались десятки отклонений в смену просто потому, что людям наконец стало понятно, что нужно делать в каждой точке и куда смотреть.

Такое решение есть в SAP PM, на продукте Cyclo. Мы реализовали аналогичный функционал в решении «1С:ТОиР» с помощью самостоятельно разработанного Android-приложения. Родное приложение «1С:ТОиР» скорее переносит на мобильное устройство интерфейс «1С», но пользователи оказались не готовы с этим работать. Несколько месяцев на разработку своего приложения окупились с лихвой: улучшенное юзабилити снизило отторжение новых методов работы у ремонтного персонала. Сейчас с терминалом работают даже некомпьютеризированные ранее специалисты.

В целом ТОРО добавляет измеримости очень сложному ремонтному процессу, который раньше можно было измерить только в рублях и в часах аварийного простоя. В наших планах на этот год — замкнуть в системе ТОРО весь контур ремонтных операций, дополнить мобильное ТОРО-приложение нарядами на ремонты и оснастить его голосовым интерфейсом.

PC Week: О результатах каких еще проектов вы можете рассказать?

А. К.: Не менее полезным было создание системы управления автотранспортом. Автотранспорт тесно встроен в нашу производственную цепочку, эффективность работы предприятия в значительной степени зависит от него. Из последних примеров удачного применения ИТ-инструментов назову управление автомобильным «конвейером» между двумя производственными площадками. Несколько грузовых автомобилей осуществляют перевозку сырья от точки выпуска до точки переработки, за сутки перевозят сотни тонн груза. Помимо грузовиков в конвейер входят два производственных цеха и три склада, и неизбежно возникают задержки: где-то не успели выпустить сырьё, потом его долго грузили или разгружали, грузовик сломался, водитель ушёл на обед. Всё это приводит к простоям машин автоконвейера.

Благодаря GPS-мониторингу мы всегда знали, сколько времени наши машины простаивают, но знания эти не помогали нам системно управлять процессом. Трудно разбираться с каждым простоем вручную, таких простоев десятки в день, и случаются они круглосуточно. Почти невозможно установить все обстоятельства интересующего нас простоя: сотрудники ночной смены выйдут на работу через день-два и мало что смогут пояснить, многое забудут. Если и принять управленческое решение в таких условиях, измерить его эффект будет затруднительно.

Всё изменилось, когда к данным о физических простоях мы добавили управленческий разрез. Через API системы спутникового мониторинга получаем данные о простое грузовика, выводим их на планшет водителя для указания причины простоя, указанные причины отправляем ответственным лицам на согласование с возможностью оставить комментарии. Принцип взят из системы учёта простоев наших бумагоделательных машин, но применён к автотранспорту. Все компоненты проекта разработали самостоятельно: на платформе «1С» отдельная конфигурация получает и передаёт данные, строит отчёты, мобильное Android-приложение служит интерфейсом для водителя.

Благодаря системе мы получили набор знаний для полноценного управления: сколько наши машины стояли, сколько они должны были стоять и почему случился каждый сверхнормативный простой; указана причина простоя, есть комментарии всех участников процесса. Измерение сверхнормативных простоев позволило нам по-новому управлять работой автоконвейера. Мы увидели, что до четверти рабочего времени наших машин приходится на сверхнормативные простои. Теперь нам гораздо проще принять меры по их устранению, и мы мгновенно видим результат этих мероприятий. В итоге мы лучше распоряжаемся машино-часами нашего парка, каждый час машина проводит с максимальной отдачей.

Вдохновившись этими результатами, мы начали продумывать аналогичную систему и для складских погрузчиков. Но GPS внутри склада не работает, адекватного по цене решения внутреннего позиционирования с полезной точностью мы пока не нашли, сверхнормативные простои не посчитали. Пришлось изменить подход, перейти от техники к людям. Чтобы стимулировать водителей погрузчиков макулатурного склада, мы попробовали измерять количество поданной каждым водителем макулатуры. С помощью видеокамеры распознаём номер погрузчика в контрольных точках, погрузчик на ходу взвешиваем, вес перевезённой продукции прибавляем на счёт водителя. Решение показало свою жизнеспособность, и в первом полугодии 2017-го после выхода на проектную мощность узла подготовки макулатурной массы мы рассчитываем его запустить.

PC Week: Решаете ли вы традиционные для промышленности задачи автоматизации производственного планирования и составления оптимальных производственных расписаний?

А. К.: Здесь мы пошли по пути «best of breed», и более пяти лет у нас работает специализированное зарубежное решение для производства упаковки EFI PC-Topp (ранее Neugebauer). Продукт сочетает функции APS- и MES-системы, оптимизирует раскрой сырья, снижая потери. Он интегрирован с ERP-системой «1С:УПП»: получает заказы из ERP-системы, сообщает плановые сроки готовности, отчитывается о выполнении заказов.

Планирование выпуска ролевого сырья автоматизировано в меньшей степени, оптимизация расписания и раскроя выполняется вручную. Но и сам процесс проще: ролевых машин всего три, расписание одной из них почти всегда постоянно. Мы пока не уверены, что автоматизация планирования этого передела принесёт значительную пользу.

Следующий фронт нашей оптимизации — автоматическое составление карт загрузки продукции в машину. Гофроупаковка по своей природе объёмная и лёгкая, поэтому при отгрузке мы стремимся максимально заполнить объём кузова, привезти как можно больше продукции за рейс. Ежедневно отгружаются десятки машин, для этого вручную составляются сотни карт загрузки. Задача оптимальной погрузки не нова и многократно решалась в розничной торговле, но наш процесс имеет множество нюансов: загрузка вилочным погрузчиком, а не вручную, ограничения по разбивке заказов внутри машины, очерёдность выгрузки и т. д.

Мы не один год искали подходящее решение для оптимальной погрузки, протестировали больше десяти разных продуктов. Часть отпала после простых контрольных примеров, разработчики оставшихся так и не смогли решить примеры посложнее. Забавно, но мы зачастую слышали одинаковую аргументацию от отечественных и зарубежных вендоров: «Да, мы не можем решить все ваши задачи, но купите нас так, это все равно лучше, чем вручную». Думаю, такие разработчики плохо понимают работу собственных алгоритмов. Очень приятно, что в итоге появилось отечественное решение TruckLoader, которое решает все наши вопросы. Первые опыты показывают, что при автоматизированном расчёте карты загрузки удаётся погрузить на 4–6% больше в каждую третью машину.

Помимо уменьшения транспортной составляющей в стоимости продукции для потребителя, хороший эффект достигается от сокращения времени расчёта. Если при ручном способе каждый расчёт занимает полчаса, то автоматически это делается меньше чем за минуту. Здесь начинается увеличение скорости бизнеса. Коммерческое предложение клиенту, обработка заказа на продукцию: всё это раньше занимало часы и требовало составления заявок на внутренний сервис расчёта. Сегодня это делается менеджером за минуты: решение TruckLoader полностью интегрировано в пользовательскую среду «1С:УПП», менеджеру нет необходимости открывать стороннее приложение, дублировать ввод и вывод данных, сохранять дополнительные файлы. Завтра это будет самостоятельно делать клиент через «Личный кабинет». Время реакции на потребность клиента очень важно на конкурентном рынке.

PC Week: Как вы автоматизируете общение с клиентами?

А. К.: В 2016 г. мы запустили сервис самообслуживания клиентов «Личный кабинет» — портал, где наши покупатели в режиме 24×7 могут просматривать информацию о своих заказах и об остатках продукции, сверять взаиморасчёты. Уже в этом году были добавлены SMS- и email-уведомления об основных событиях — выработке заказа, отгрузке машины, необходимости передачи доверенности, при этом сама передача доверенности реализована через «Личный кабинет».

Цели такого сервиса — ускорить и упростить взаимодействие клиента с компанией, убрать посредников в информационном обмене между покупателем и производителем, сделать нашу работу прозрачной для покупателя. Подобные «интернет-магазины» становятся нормой для промышленных компаний, в том числе для крупных производителей со сложной производственной цепочкой. На страницах профильных изданий про свой опыт в этом направлении довольно подробно рассказывает «Северсталь».

Одна из сложностей запуска подобного сервиса — обеспечить качество данных, необходимое для показа клиентам. Раньше с ними общались только менеджеры, выполняли функцию перевода информации из наших информационных систем и excel-файлов на понятный клиенту язык. С появлением сервиса самообслуживания качество данных в системах пришлось повышать, а от excel отказываться, по ходу дела автоматизируя процессы. Именно на это ушло основное время.

В планах на нынешний год — прийти к размещению заказа через «Личный кабинет». Для этого предстоит сделать интерфейс с программой расчёта карты загрузки, автоматизировать взаимодействие с системой планирования производства. Клиенты, самостоятельно забирающие у нас продукцию, часто хотят знать точное время погрузки на рампе для планирования работы своего транспорта. Для вывода этой информации в «Личный кабинет» предстоит полноценно автоматизировать функционал «управления двором». Сейчас он реализован частично доработками «1С:УПП», частично — в excel.

«Личный кабинет» приоткрывает внутренний информационный массив компании внешним пользователям. Их у нас в десятки раз больше, чем внутренних, а такое увеличение аудитории неизбежно улучшает качество информации и задаёт вектор полезного развития информационного массива.

PC Week: Про что ни спросишь — у вас почти всё на «1С». Это принципиальная позиция?

А. К.: Я часто говорю кандидатам на работу, что мы «компания победившего „1С“», и люди постарше понимают аналогию. Наши основные учётные процессы ведутся в стандартных конфигурациях «1С»: УПП, «Бухгалтерия», «Зарплата и Управление персоналом», «Документооборот». Внедрены менее распространённые продукты «1С»: «ТОиР», «Управление ИТ-активами», есть и самостоятельно разработанные решения, всего в работе более десяти конфигураций на платформе «1С».

Будь в нашей компании раз в пять больше сотрудников, вопрос выбора платформы для информатизации решился бы иначе и, наверное, совсем за другие деньги. Мы же выбираем продукты, с которыми можем работать и успешно решать задачи бизнеса. Для ИТ-службы очень важно быть гибкими и подвижными (agile), помогать компании отвечать на вызовы конкурентного рынка. Именно этого мы достигаем, работая на продуктах «1С».

Но «1С» для нас не догма, особенно за рамками решения учётных задач. Мы успешно интегрируем данные из «1С» со специализированными продуктами «best of breed» — системами планирования, оптимизирующим программами, мобильными приложениями или веб-проектами. В нашем информационном ландшафте всё находится на своём месте, а «1С» стоит в центре.

PC Week: Влияют ли как-то на вашу работу постоянные изменения законодательства и в целом государственная политика в области ИТ?

А. К.: Мы — частная компания необоронного сектора. Вопрос импортозамещения ИТ для нас не актуален: мы можем себе позволить находить лучшие решения наших задач без оглядки на прописку разработчика.

Регулирование в области оборота отходов обязывает производителей упаковки вычислять физические характеристики своих изделий для расчёта утилизационного взноса. Это подтолкнуло нас в сторону профессиональных средств проектирования упаковки. В сырьевом контексте можно упомянуть ЕГАИС «Учет древесины и сделок с ней», а также измененную редакцию статьи 49 Лесного кодекса, обязывающую использовать аэрофотосъёмку для представления отчёта об использовании лесов. Пусть подзаконных актов к этой статье пока нет, можно зафиксировать попытку государства подтолкнуть частных лесопользователей к применению беспилотников.

Они значительное время уже применяются в лесной индустрии для наблюдения за лесами. Не остались в стороне и мы. В 2017 г. ГК ПЦБК начала использовать дроны для контроля делянок. Но начинать пришлось не с увлекательного подъёма в воздух, а с очень приземлённой и традиционной для ИТ темы — с создания общей информационной среды, где мы будем работать с полученными от аэрофотосъёмки данными. Очень помог здесь Open Source-продукт QGis. Благодаря открытому коду мы быстро и фактически без затрат смогли начать этот проект.

Куда сильнее на работу ИТ-службы в нашей компании влияют ИТ-инициативы государства в смежных отраслях. Алкогольная ЕГАИС, ШубАИС, онлайн-кассы, ГИС ЖКХ и другие госинновации подогревают спрос на ИТ-специалистов, в первую очередь «1С»-программистов. С уверенностью могу сказать, что такой программист среднего уровня не останется сегодня без работы, и получить десяток предложений в первую же неделю после размещения резюме — это нормально. Поскольку мы работаем на «1С»-платформе, нам приходится усиленно конкурировать на рынке труда за этих сотрудников. Помимо зарплаты это означает, что людям нужно давать интересные проекты.

PC Week: В чем вы видите дальнейшую перспективу?

А. К.: Мы очень воодушевились, когда в 2016 г. громко прозвучал кейс «Яндекса» и ММК по оптимизации процесса варки стали, где оператору выдаётся оптимальная рекомендация по подаче ферросплавов. У нас на производстве есть схожий химический процесс варки целлюлозы, где для качества продукции важен буквально каждый градус и десятая доля концентрации химикатов. Однако применить «умный» алгоритм мы пока не можем ввиду ручного управления самим процессом. Подготовка и подача варочного раствора управляются вручную, ценность любых рекомендаций будет нивелирована их ручным исполнением. Рассчитываем вернуться к этому проекту после автоматизации целлюлозного цеха.

Наиболее перспективной и инновационной технологией для промышленности и реального сектора в целом я нахожу технологию дополненной реальности (AR). Если ещё недавно оснащение некомпьютеризированных ранее сотрудников мобильными устройствами было революционным, то усиление этих же сотрудников AR-технологией будет революцией в квадрате и очень сильно изменит стиль работы компаний материального сегмента.

AR уже сегодня приносит пользу. Boeing ещё в 2014–2015 гг. проводил пилотные проекты в области AR, от сборки своих изделий до жгутования кабельных трасс спутников и самолётов. Судостроители уже используют AR: это помогает быстро принять верное решение о том, какую опору убрать после возведения очередной палубы, а для строительства корабля используются тысячи таких опор. Итальянские энергосети используют AR в обслуживании узлов энергоснабжения. Всё это повышает производительность работы компаний, сокращает время на поиск ответов в документации, решает вопросы безопасности труда.

Несмотря на такие результаты, системы AR до сих пор весьма примитивны. Чтобы AR-приложение могло что-то разглядеть и действительно дополнить, сначала нужно значительно дополнить само это приложение — визуальными метками на объектах, GNSS- или RTLS-координатами смотрящего — или обучить ограниченному количеству простых объектов. Чем больше данных дать AR-приложению, тем более полезным оно будет, но набор данных у всех разный. Именно поэтому на рынке нет готовых AR-систем, которые можно взять и внедрить у себя в компании, как WMS или CRM. Вместо этого существует набор AR-платформ, на базе которых можно сконструировать своё приложение, работающее со своим набором данных и приносящее пользу.

Именно таким способом первопроходцы AR в промышленности повысят производительность труда в своих компаниях. Совсем не нужно дожидаться появления компактных Hololens-шлемов или удешевления «умных» очков. При внедрении AR 80% результата может быть достигнуто с помощью уже выданных планшетов и смартфонов. Таким путём пойдём и мы в ГК ПЦБК, рассчитывая получить преимущества от AR в области логистики, транспорта, обслуживания и ремонта оборудования.

PC Week: Спасибо за беседу.