ИТ-директора и маркетинговые директора должны работать сообща, и в этой статье рассказывается, как им начать выстраивать хорошие отношения.

Давно уж минули те дни, когда за закупку нужных бизнесу технологий отвечали только ИТ-директора. Сегодня и на маркетинговых директоров в той же степени возлагают обязанности по приобретению и использованию цифровых инструментов для формирования торговых марок и улучшения качества обслуживания клиентов.

Так каким же образом маркетинговым и ИТ-директорам установить взаимовыгодные отношения? Поговорим на эту тему с экспертами.

Во благо успеха организации нельзя допустить мелочных разборок между маркетинговым и ИТ-отделами.

Ради развития бизнеса нужно прийти к общему знаменателю

Консультирующий ИТ-директор Эндрю Аббуд признает, что отношения между техническими и маркетинговыми директорами могут быть напряженными, особенно в условиях, когда оба директора соревнуются за финансирование.

Судя по последним данным аналитической фирмы Gartner, маркетинговые директора тратят 27% своих бюджетов на технологии, что эквивалентно 3,24% от общего дохода компании. Для сравнения, ИТ-директора тратят на технологии 3,4% от доходов компании.

Тем не менее, хоть эти отделы и тратят разные бюджеты, это не означает, что отношения между маркетинговыми и ИТ-директорами должны быть выгодны только одной из сторон. Аббуд утверждает, что у обоих представителей высшего руководства есть свои сильные стороны, так что они должны работать дружно и сообща, чтобы помочь добиться целей, которые ставит перед собой компания.

«Лучшие маркетинговые директора ищут поддержки у ИТ-директоров, — говорит он, аргументируя это тем, что ИТ-руководители обладают бόльшим опытом по части успешного внедрения, а позже и управления техническими проектами. — В конечном счете успех предприятия зависит от тесного сотрудничества между топ-менеджерами. Такое сотрудничество строится на взаимном уважении и общих целях».

Аббуд приводит в пример проект, который он вел, пока работал в должности ИТ-директора коммерческой образовательной организации Laureate Education. Там он совместно с директором по продажам занимался внедрением CRM-технологии Salesforce. «Я с самого начала четко обозначил, что это его проект. Мы доверяли друг другу, и он прекрасно справился с курированием этого проекта. Ему нравилось, когда ему ставили амбициозные цели», — рассказывает Аббуд.

Учтите, что границы ответственности руководителей компании постепенно размываются

Сара Спик — опытный маркетинговый директор: она занимала высшие руководящие посты в компаниях ITV и Google. Спик уверена, что должностные обязанности современных маркетологов неизбежно завязаны на технологиях: «В этих обстоятельствах партнерство между маркетинговым и ИТ-директором можно считать важнейшими внутрифирменными отношениями, которые нужно развивать и поддерживать».

Она утверждает, что обе стороны должны старательно выстраивать тесную взаимосвязь, и для этого существует множество интересных способов. Спик говорит, что сейчас все чаще можно встретить примеры маркетинговых директоров, активно нанимающих толковых ИТ-специалистов в свои отделы. Этот процесс идет и в обратную сторону: ей известны ИТ-директора, подыскивающие маркетинговых экспертов, в особенности если эти эксперты могут продемонстрировать солидный опыт в области обработки данных и аналитики.

Такой обмен квалификацией, считает Спик, может поспособствовать взаимодополняющим отношениям, при которых у предприятия больше возможностей отлично себя проявить в цифровой сфере. «Чем больше мы таким образом понимаем, чем живет каждый из нас, о чем он переживает, какие у него возможности и трудности, тем более прозрачными становятся наши отношения и тем ближе перспективы наших совместных успехов», — уверена она.

По словам Спик, маркетинговым директорам нужны данные от автоматизированных систем для тщательного подбора аналитических сведений, помогающих создать более качественную среду обслуживания клиентов. А ИТ-директорам нужны эти сведения о клиентском опыте, чтобы более разумно вкладывать деньги в сервисы и платформы, вне зависимости от того, из чьего именно бюджета они будут оплачиваться, ведь границы ответственности между отделами начинают размываться.

«Возможно, в будущем мы придем к тому, что главной обязанностью маркетингового директора будет грамотно подбирать системы и их поставщиков для выработки нужных технических решений, а основная роль ИТ-директора будет заключаться критическом анализе данных с последующими ценными выводами. А пока что давайте постараемся остаться надежными партнерами, говорящими на одном языке», — призывает Спик.

Не отвлекайтесь по мелочам

Марк Сеттл, ИТ-директор компании Okta, в свое время семь раз занимал посты ИТ-руководителя в различных секторах экономики, в том в компаниях Visa и Corporate Express. Он ссылается на свой опыт работы на одной из таких должностей, когда предприятие переходило с традиционной ИТ-конфигурации, при которой все системы обслуживались штатными техническими специалистами внутри фирмы, на некую форму обслуживания по запросу.

«Маркетинговый отдел одним из первых довольно рьяно захотел переориентироваться на облачные инструменты, — рассказывает Сеттл. — Для нас, как ИТ-отдела, этот шаг означал необходимость выработать довольно строгий набор процедур. Мы составили контрольный список из 20 вопросов, на которые маркетологи должны были ответить, прежде чем платить за ИТ-сервис, чтобы удостовериться в том, что этот сервис соответствует определенным критериям, таким как наличие аварийного восстановления и сертификации».

По его словам, такой подход внес в процесс дополнительную сложность, но он также помог отсеять неэффективные и нецелесообразные запросы сотрудников. «Наш бизнес находился на ранних этапах перехода в облако, поэтому мы со всей серьезностью относились к перспективе использования в нашей компании неконтролируемого приложения», — говорит он.

Сегодня отношение к покупке технологий снова изменилось, и ИТ-директорам приходится иметь дело с децентрализованными закупками. «В ИТ-компании найдется множество представителей, имеющих свое мнение по поводу используемых вами систем и услуг, — предупреждает Сеттл. — Маркетинговый директор в любой фирме может помочь сотрудникам придерживаться основной политики. Важно, чтобы малозначительные решения не отвлекали от основного направления деятельности. ИТ-директора совместно с директорами по маркетингу должны организовать процесс покупок ИТ-средств и услуг таким образом, чтобы разрешение на траты ниже определенного порога давалось автоматически, при условии соблюдения важных правил безопасности и контроля».

Уделяйте внимание сотрудничеству между всеми топ-менеджерами

По оценкам ИТ-директора компании AstraZeneca Дейва Смоули, из тех 30 лет, что он проработал в бизнесе, 25 были посвящены ИТ-специальностям, причем почти 20 лет он занимал должности главного ИТ-руководителя в самых разных отраслях и фирмах. Также какое-то время его деятельность была связана с продажами и маркетингом. Смоули, поступивший на работу в Astra Zeneca в апреле 2013 г., считает, что крепкие отношения между всеми руководителями компании жизненно важны, особенно в плане налаживания отношений ИТ-директора с маркетинговым директором.

«Это важная часть обязанностей ИТ-директора, — говорит он. — Нужно холить и лелеять такие отношения. Исторически так сложилось (хотя сегодня, возможно, в меньшей степени), что ИТ-директора переживают, хорошо ли они вписываются в состав организации, и уделяют ли им достаточно времени и внимания».

Смоули повезло, и он прекрасно вписался в AstraZeneca. В их компании тесные отношения поддерживаются на всех уровнях высшего руководства, до самой вершины. «Мне повезло, что наш генеральный директор — очень технически подкованный человек. У меня тесные рабочие отношения с шефом: мы встречаемся с глазу на глаз и обсуждаем разные идеи и ключевые тенденции в мире технологий, — рассказывает он. — Формально мой прямой начальник не гендиректор, а операционный директор. Но я являюсь частью высшего руководства, и в моей ИТ-организации дела поставлены так, что с каждым топ-менеджером сотрудничает один из моих подчиненных в качестве менеджера по работе с клиентами. Будучи координаторами ключевых проектов, они поддерживают высшее руководство на пути к стратегическим приоритетам».