Весной прошлого года 49-ФЗ внес изменения в закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Одной из главных новелл федерального закона стала отдельная глава, определившая особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом. Кроме того, закон ввел понятие электронного договора, который будет акцептоваться платежом туриста. А также электронной путевки. В настоящее время разрабатывается система их учета и механизм действия. Уточним, что все эти изменения вступят в силу с начала будущего года. А пока правительство готовит пакет документов, которые установят правила действия системы. По мнению экспертов, именно электронная путевка и применения электронного документооборота в сфере туризма станут революцией на рынке туристических услуг. О перспективах электронной системы учета путевок на XII Международной туристической выставке «Интурмаркет-2017» рассказал руководитель Комитета по инновациям и внедрению информационных технологий в туризме Ассоциации «Турпомощь» Игорь Козлов.

«Туризм — отрасль, которая активно погружается в цифровое пространство. Но одновременно с этим прогрессом мы получаем немалое число проблем, связанных с новыми условия работы, технологиями, бизнес-процессами. Вынужден констатировать — туристический рынок и его законодательное регулирование на сегодняшний день не очень готовы», — считает он.

«Проблема в том, что онлайновые тревел-сервисы, как правило, разрабатываются людьми из ИТ-среды без участия практиков туристической сферы, что вызывает ряд проблем, к примеру, связанных с понятийным рядом, формулировками, описанием внутренней работы, этикой бизнес-отношений. В классическом туризме подчас действуют совсем иные правила взаимодействия участников рынка. И „старички“ не очень стремятся менять свои правила и подстраиваться под новый технологический уклад. Особенно не готов к новым реалиям сектор внутреннего туризма. Поставщики, турагенты, туроператоры сильно отстают от международных конкурентов. Отсюда — мы уже получаем кадровую проблему: уровень подготовки линейных специалистов, увы, не соответствует текущим реалиям», — констатировал Игорь Козлов.

Помимо этого, важной проблемой является и отсутствие регистрации на территории страны у многих туристических сервисов. Как следствие — неуплата налогов, необязательность соблюдения отечественного законодательства: «Фактически, работая с российским потребителем, они не несут никакой ответственности, прописанной российскими законами для российских юрлиц. Кроме того, существуют проблемы юридического взаимодействия и распределения ответственности между участниками рынка: поставщиками, агрегаторами, оптовиками, продавцами услуг. Зачастую между ними отсутствуют элементарные легитимные типовые договоры».

Эта же проблема, по мнению г-на Козлова, существует и между продавцом туристического продукта и его покупателем: «Нередко продавец не несет ответственности за корректность информационного контента. То есть, в описании турпродукта одно, а на деле турист сталкивается совершенно с другой картиной. Это обман потребителя, который ведет к дискредитации нашей отрасли».

Также он отметил недостатки в оформлении сделок и договоров. В частности, разнородность договоров-оферт, пункты двойного толкования, нефиксируемость переменных данных. Например, изменений курса валют.

Идея электронного формата путевки и соответствующей системы учета (ИС ЭП) возникала еще 2012-13 гг. при прежнем руководстве Ростуризма: «Сейчас вряд ли удастся восстановить, кто готовил ТЗ разработчикам, кто принимал первые этапы проекта. Однако прием работ состоялся, и мы не планируем сейчас пытаться искать ответственных. Но у нас есть вопросы. И пока работы не завершены, Комитет пытается пролоббировать интересы реального сектора экономики, которому очень скоро придётся реализовывать созданное на практике. Например, в ИС не предусмотрены расширение или изменения на перспективу, тогда как возможность расширения функционала под новые типы и формы работы, которые уже появляются на рынке туристических услуг, просто необходимы. Или, ещё, — ёмкость системы. Судя по презентации системы, создатели исходили из 8 млн. путевок в текущем году. Но в реальности цифры совсем другие. Это как минимум 20–30 млн. единиц. Вопрос: выдержит ли эти нагрузки система? Как будет стыковаться ИС ЭП с программными комплексами туроператоров и турагентов? И ещё ряд практических вопросов. Комитет видит свою задачу в выяснении и по возможности устранении выявленных недостатков, актуализации программного продукта с практической точки зрения. Кроме того, надо отметить и нормативную составляющую. Готовящийся на правительственном уровне пакет документов также, на наш взгляд, необходимо корректировать под практические реалии работы туристического бизнеса. Здесь мы видим проблематику в сохранении персональных данных и коммерческой тайны, понятийном ряде, типе электронной подписи, ответственности пользователей и операторов ИС и т. п.»