Основанные на Open Source концепции всё чаще используются в самых разных областях человеческой деятельности. В частности, новый партнёрский проект OSPRI (Open Source Pedagogy, Research + Innovation), начатый Duke University и компанией Red Hat, предполагает их применение в начальной школе.

О причинах появления такого проекта и перспективах его развития на сайте OpenSource.com рассказала Ария Ф. Черник — преподаватель Duke University и директор программы OSPRI.

Прежде всего эксперт обращает внимание на ряд недостатков, присущих существующей образовательной системе. Самый главный из них заключается в том, что получение некоторых знаний может быть затруднено из-за платного доступа к соответствующим материалам и пособиям. Таким образом ограничивается получение информации отдельными категориями учащихся.

Часто учебный процесс построен на передаче информации только в одном направлении — от педагога к ученику. Обратный поток либо отсутствует совсем, либо очень скуден. Это приводит к утрате интереса, причём не исключено, что с обеих сторон.

Академические институты отгорожены от общества стенами — как в прямом, так и в переносном смысле. Возможно, в ряде случаев это оправдано. Например, когда речь идёт о фундаментальных науках. Но считать эту модель всеобщей вряд ли правильно. По крайней мере, такой практической дисциплине, как ИТ, требуется бóльшая открытость.

Наконец, зачастую любая критика существующей модели упирается в точку зрения авторитетных экспертов. Безусловно, присущий системе образования консерватизм позволяет ей защитить себя от бездумных реформ (к сожалению, не везде — С. Г.), но всему должна быть мера.

Исходя из этого Черник приходит к выводу о том, что система образования фактически застряла в 19-м веке, в то время как человечество уже живёт в 21-м. Хуже всего то, что существующая модель ещё со школьной скамьи напрочь отбивает у учеников стремление к академическому образованию.

Проще говоря, из образовательных учреждений исчезла жизнь. Возродить её сможет только творческое сотрудничество, основанное на обмене знаниями всеми участниками процесса. Именно такой подход и был взят на вооружение проектом OSPRI, цель которого заключается в построении учебной экосистемы 21-го века.

В дополнение к разработке по модели Open Source, проект OSPRI проводит следующие мероприятия:

  • сотрудничество с партнёрами по отрасли для создания института наставников;
  • поддержка студенческих проектов по созданию открытого ПО;
  • проведение семинаров по темам, связанным с педагогикой и культурой открытого сообщества;
  • предоставление доступа к публикациям;
  • организация научных саммитов.

Несмотря на то, что основная аудитория OSPRI — студенты и аспиранты, в рамках проекта создаётся и среда обучения для младших школьников. Участники справедливо считают, что обучение — непрерывный процесс, где университеты опираются на знания, полученные учащимися ранее.

Более того, они уверены, что было бы крайне полезно начинать работу в студенческих проектах задолго до поступления в университет. В идеале следует предложить ученику младшей школы некую задачу, которую он сможет решать в течении всего периода обучения.

Черник рассказывает, что этой весной она решила создать клуб для учеников начальной школы в Дареме — городе, расположенном на северо-востоке Англии. В нём дети изучают робототехнику на примере Scratch — открытой платформы, имеющей большое и активное сообщество. Разумеется, любой проект клуба также будет открытым, чтобы учащиеся смогли решать всевозможные задачи общими усилиями, привыкая с малых лет к культуре Open Source.

При этом она замечает, что технологии не заменят человеческое искусство преподавания. Но с их помощью можно создать некую открытую творческую среду, которая позволит оживить систему образования.