Готовящаяся на высоком государственном уровне программа перехода к цифровой экономике предусматривает широкое применение информационных технологий в самых разных сферах. В их числе и современные средства сбора и анализа данных, применяемые для принятия ответственных решений как в бизнесе, так и в управлении страной. Компания «Терн» в свое время одной из первых в России стала поставщиком решений для бизнес-анализа. Спрос на подобные системы продолжает расти, но при этом заметно меняется и круг задач, решаемых ими на современном этапе.

Об особенностях реализации проектов по созданию информационно-аналитических систем, об интересных задачах и способах их решения в преддверии Ежегодной конференции компании «Терн», посвященной технологиям и проектам в сфере Business Intelligence, рассказывает директор компании Екатерина Лозовая.

Конференция пройдёт 18 мая 2017 г. в московском «Президент-Отеле». В программе доклады экспертов по различным направлениям BI, разработчиков программных продуктов, а также специалистов по внедрению и поддержке решений на базе Prophix, Tibco Spotfire, SAP BusinessObjects и SAP PredictiveAnalytics. На мероприятии будут обсуждаться такие темы, как хранение и очистка данных, анализ информации, корпоративная отчетность, мониторинг KPI, визуализация и информационные панели, бюджетное планирование и др.

Какие технологии сейчас особенно востребованы российскими предприятиями разных отраслей?

Компания «Терн» работает на рынке информационных технологий уже более четверти века, и последние 20 лет мы занимаемся построением аналитических систем, хранилищ данных, систем моделирования и прогнозирования, средств план-факт-анализа и многими другими темами. Почему же спрос на такие системы продолжает расти? Дело в том, что за прошедшие годы жизнь стала заметно динамичнее, увеличились информационные потоки, существенно ускорились все бизнес-процессы. В результате для принятия рациональных решений людям требуется все больше информации и иногда они начинают «захлебываться» этой информацией, приходящей из самых разных источников. Сначала всем казалось, что чем больше информации будет собрано в корпоративном хранилище, тем лучше. Но довольно быстро все поняли, что такой подход — не самый лучший.

Где же выход?

Правильнее при принятии решений использовать ту и только ту информацию, которая имеет самое непосредственное отношение к исследуемой теме. Это справедливо как для очень больших организаций, так и для малых компаний. С учетом сказанного подходы к построению аналитических систем и информационных витрин начинают меняться. Мы стали делать семантические подразделы, вводить ограничения на доступ к той или иной информации отдельным группам пользователей. Теперь те люди, которые отвечают за скорость принятия решений и их корректность, могут более полно контролировать качество применяемых аналитических процедур. В случае необходимости они имеют возможность привлекать методы углубленного анализа (data mining) для построения прогнозных моделей на основе накопленных исторических данных. Сегодня с помощью data mining наши клиенты из разных отраслей решают широкий круг задач. Государственные органы занимаются прогнозированием социально-экономических процессов, финансовые организации — целевым маркетингом и оценкой кредитоспособности, розничные сети — формированием ассортимента и т. д.

Какие программные инструменты в арсенале вашей компании?

На протяжении многих лет «Терн» был крупнейшим партнером по продвижению в России ведущей BI-платформы Business Objects. После того как эта компания была куплена SAP, мы получили и от нового владельца высший партнерский статус по продуктам Business Objects. Кроме того, мы являемся давними партнерами таких ведущих мировых вендоров, как IBM, Microsoft, Oracle. В последние годы мы начали предлагать средства углубленной аналитики Tibco Spotfire и систему финансового планирования и бюджетирования Prophix. Кроме того, мы все больше внимания уделяем собственным разработкам, в которых отражен весь опыт нашей работы с самыми разными компаниями на российском рынке. Эти разработки объединены под общим брендом «Терн — Аналитика» и используются сегодня многими организациями из разных отраслей для решения широкого спектра задач.

С чего начинается проект по созданию информационно-аналитической системы?

Когда мы приходим в организацию, то зачастую видим, что бизнес-пользователи не до конца понимают, что же они хотят получить в результате проекта. Иногда проходит довольно много времени (месяц-два), прежде чем нам вместе с ними удается более четко сформулировать задачи, которые предстоит решить для достижения значимого для компании результата. Здесь очень велика роль наших аналитиков, которые должны понять особенности бизнеса компании и подсказать его специалистам, как можно повысить эффективность их работы и сделать ее более удобной и интуитивно понятной. Важно и то, что они могут опираться на предшествующий опыт реальных проектов. Мы убеждены, что начинать проект «с чистого листа» — не самое удачное решение. Как бы ни был уникален замысел, с теми или иными вариациями похожие задачи решались нами в других организациях, и было бы неправильно игнорировать этот ценный опыт. Вот почему мы уже много лет, начиная проект, никогда не просим утвержденного технического задания. На первом этапе создается рабочая группа. Она не должна быть большой, но в ней следует собрать людей, искренне стремящихся к достижению позитивного результата, склонных к творчеству и не скованных излишними регламентациями.

Не получится ли так, что при отсутствии техзадания в ходе таких совместных обсуждений будут появляться все новые желания и проект никогда не будет завершен?

Такая опасность есть, она присуща всем гибким технологиям, известным сегодня под названием Agile. Мы всегда применяли подобные гибкие подходы в своих проектах, но сам термин Agile при этом не использовали. По-другому создать аналитическую систему, в отличие, скажем, от ERP или WMS, базирующихся на четко регламентированных бизнес-процессах, просто невозможно. Ведь при работе с ней у пользователей всегда возникают произвольные, не предусмотренные заранее запросы к данным. Вот почему выполняя проект по жесткому техзаданию, мы серьезно рискуем получить систему, которая окажется невостребованной бизнесом.

При таком подходе сразу же возникают вопросы: как все это вписать в фиксированный бюджет, как соблюсти сроки?

Следует разумно сочетать гибкие подходы с плановыми ограничениями, продвигаясь мелкими шагами и фиксируя после каждого такого шага достигнутый результат. Мы всегда старались действовать таким образом, но в прежние годы, когда методология Agile не была столь модной, нередко сталкивались с непониманием клиентов, привыкших к традиционным методам ведения проектов с жестко фиксированными этапами и сроками. Ведь иногда подобный маленький шаг может дать и отрицательный результат: мы поймем, что реализуемая на нем функция не оптимальна или вовсе не нужна, и скорректируем дальнейшие действия. Может быть даже совместно с представителями компании предложим совершенно новое решение, которое не было предусмотрено на старте проекта. В этом контексте важно, чтобы на протяжении проекта работала единая команда, в которой в постоянном контакте находились бы наши разработчики и консультанты со специалистами из бизнес-подразделений клиента. Они должны начать понимать друг друга, обмениваться знаниями и идеями, только после этого можно ожидать хороших результатов.

Кстати, на этих итерациях мы более точно определяем те упомянутые мною подмножества данных, которые потребуются для решения соответствующих бизнес-задач. Иногда выясняется, что какой-то информации, которая здесь особенно необходима, в системе у клиента просто нет. Тогда приходится искать способы, как такие данные получить. Бывает, что подобная отраслевая или иная информация, полученная из открытых источников, имеется у нас, и тогда наша задача — её предоставить.

Какие трудности могут возникнуть при таком подходе к проекту?

При выполнении подобных микроэтапов мы нередко сталкиваемся с разнообразием требований со стороны отдельных бизнес-подразделений. Скажем у отдела закупок есть свои KPI-показатели, а у отдела ИТ — свои. Нередко каждое подразделение ставит свои интересы выше других, и чтобы сбалансировать их требования, нужно прилагать дополнительные усилия. Здесь крайне важно, чтобы проект курировался высшим руководством или владельцами предприятия, которые мыслят стратегически и видят, контролируют и оптимизируют весь бизнес компании в целом, а не просто деятельность разных подразделений.

Применение методологии Agile приводит к тому, что становится невозможно заранее зафиксировать бюджет проекта и сроки его завершения. Выскажу крамольную мысль, но проект по созданию информационно-аналитической системы в принципе невозможно завершить, в хорошем смысле! Получив первый результат, руководство компании видит новые направления развития и хочет их реализовать в своей системе. Тогда проект будет развиваться неограниченно долго, а следовательно, и его бюджет будет со временем расти.

Но как тогда следует заключать договор?

Мне кажется, тут нужно искать компромисс. Допустим, сначала заключать некое рамочное соглашение, а затем договариваться по каждому этапу по мере их последовательного выполнения. Причем этапы эти должны включать все работы от предварительного обследования до реализации вполне определенной функциональности и передачи ее в продуктивную эксплуатацию. Оплату можно производить как поэтапно, так и по результатам всего проекта, хотя при таком подходе суммарная стоимость проекта может варьироваться в определенных пределах, точно оценить ее заранее не представляется возможным.

Чаще всего завершение проекта вовсе не означает, что дальнейшая работа в этом направлении остановится. Меняются внешние условия, появляются новые бизнес-идеи и возникает потребность расширения функциональности информационно-аналитической системы. Как правило, компании с новыми задачами обращаются к тому подрядчику, который создавал ее нынешнюю версию. Если, конечно, они были удовлетворены результатами работы этого подрядчика. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы не просто сдать проект, но и принести реальную пользу бизнесу.

ПОДГОТОВЛЕНО PC WEEK EXPERT