Санкт-Петербургский аэропорт Пулково — один из крупнейших в стране. О роли ИТ в обеспечении различных аспектов его работы заместителю главного редактора PC Week Ольге Мельник рассказывает Сергей Павлов, руководитель проектов по модернизации прикладных систем аэропорта.

PC Week: Каковы основные бизнес-задачи Пулково, в чем специфика аэропорта как бизнеса?

Сергей Павлов: Основная задача бизнеса — приносить прибыль акционерам. В этом плане наша компания ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», занимающаяся управлением аэропорта Пулково, не является исключением. Для развития аэропорта в Санкт-Петербурге и в том числе для постройки нового терминал, были привлечены международные инвесторы, причем одним из основных стал крупный международный оператор аэропортов Fraport AG. Эта компания управляет аэропортом Франкфурта-на-Майне в Германии и целым рядом других крупных аэропортов по всему миру. Кроме того, в числе наших основных акционеров сегодня «ВТБ Капитал» и инвестиционный фонд Катара. Такой представительный состав инвесторов определяет наличие у аэропорта весьма амбициозных планов развития бизнеса.

Нельзя забывать, что аэропорт играет особенную роль — от его эффективной и четкой работы зависит удобство и комфорт большого количества людей. Этим мы отличаемся от многих других компаний, и поэтому нам в своей работе просто невозможно ко всем вопросам подходить исключительно с позиции максимизации выгоды. Мы обязаны помнить и заботиться обо всех сторонах: об интересах города, об интересах государства, об интересах авиакомпаний и, конечно, об удобстве и комфорте наших посетителей.

К еще одной специфике нашей деятельности относится многообразие участников. На нашей территории, фактически рядом с нами, работает целый ряд компаний, государственных служб и ведомств — международные компании, рестораны, магазины, пограничный контроль, таможенники, полиция, органы безопасности — все они работают в одном здании по соседству друг с другом. По большому счету мы также несем ответственность за создание и поддержание условий работы для их корпоративных и ведомственных ИТ-систем.

PC Week: Учитывая всё это, за счет чего вы намерены увеличивать прибыль?

С. П.: Чтобы у нас рос пассажиропоток, мы должны быть хорошим аэропортом, комфортным местом для пассажиров и посетителей, а также выгодным и эффективным партнером для авиакомпаний. В принципе можно сказать, что пока мы справляемся с этой задачей. У нас наблюдается стабильный и значительный рост пассажиропотока за текущий год — в месяц он растет на примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

PC Week: Что пока у вас отсутствует в плане ИТ из того, что могло бы улучшить ситуацию? Ведь в сфере ИТ-обеспечения авиаперевозок почти всё стандартизировано, процессы уже отлажены. Видите ли вы еще какие-то ресурсы оптимизации за счет ИТ?

С. П.: Надо отметить, что Fraport не диктует нам в качестве обязательного использование каких-то своих корпоративных решений, в том числе и в области ИТ. Мы находимся в своего рода разных весовых категориях с аэропортом Франкфурта-на-Майне и работаем совсем в другом экономическом окружении, наверное, поэтому в значительной мере мы идем своим путем. Задача тиражирования у себя чужих решений перед нами не стоит.

Конечно, в нашей деятельности есть процессы, которые выглядят совершенно идентично в большинстве современных аэропортов. В частности, мы используем международные системы регистрации пассажиров, которые напрямую взаимодействуют с серверами в США. Здесь не требуется что-то выдумывать, наша задача преимущественно сводится к обеспечению беспрерывности работы этих систем.

Основными и традиционными клиентами любого аэропорта являются авиакомпании. Хочется отметить, что многие из них сегодня существенно меняют методы своей работы, в том числе при активном использовании информационных технологий. В частности, все большую долю рынка приобретают авиакомпании- дискаунтеры. Ставка прибыльности в их бизнесе гораздо ниже, что сопряжено с высокими операционными рисками. Для успешной работы таким авиакомпаниям требуется оперативно контролировать затраты, а значит крайне важно иметь ИТ-решения, способные представлять информацию о затратах практически в режиме онлайн.

Сегодня крупные авиакомпании начинают выдвигать новые требования, например, видеть расшифровку счета по услугам в течение пятнадцати минут после вылета самолета. По факту в привычной схеме взаимодействия этот срок исчисляется несколькими неделями. Разница, как вы понимаете, внушительная. Наши клиенты хотят раньше получать информацию, чтобы точнее знать, сколько им стоило обслуживание самолета. Соответственно они хотят быстрее принимать решения и лучше планировать свои действия. Мы должны соответствовать их требованиям, чтобы оставаться конкурентоспособными в своем бизнесе.

PC Week: Чем вы отвечаете?

С. П.: Мы инвестируем развитие нашей ERP-системы, которая используется как своего рода бэк-энд в коммерческой деятельности и учете. Планируем также развивать портальное решение, позволяющее нам сделать взаимодействие с авиакомпаниями и другими клиентами более динамичным.

PC Week: А давно ли у вас ERP?

С. П.: В 2012 г. у нас было внедрено решение на базе ERP MS Dynamics Navision. Теперь меняем его на SAP ERP on HANA. В результате мы рассчитываем получить масштабируемую транзакционную систему, которая позволит выйти на новый уровень обслуживания клиентов, в первую очередь, конечно, это касается авиакомпаний.

Мы достигли известных пределов надежности и масштабируемости существующего ERP-решения, поэтому решились на инвестиции на его замену. Кроме того, многие процессы были недостаточно полно автоматизированы в этой системе. Например, процессы нашей деятельности по коммерческой аренде помещений развиваются очень динамично, и мы видим недостаток автоматизации в этих процессах. Ведь аэропорт — это не только обслуживание авиакомпаний, но и в во многом большой торговый и бизнес-центр. Для нас аспекты управления недвижимостью, организации материального обеспечения, планирования и управления ремонтами очень важны. Компания имеет в собственности большой автопарк, сложную компьютеризированную механическую багажную систему, лифты, эскалаторы, ТЭЦ — целый каталог инженерных систем. Управление техобслуживанием и ремонтом оборудования для большого аэропорта — это традиционно очень значимый сектор деятельности. Растет сложность бизнеса, поэтому требуются и более сложные ИТ-системы для его поддержки и управления. Процессы, связанные с закупками, с управлением затратами, с планированием, сегодня требуется осуществлять качественно лучше.

PC Week: Когда началась миграция? Какие при этом используете силы? И когда всё завершится?

С. П.: Проект ведётся с начала 2016 г. В качестве подрядчика мы выбрали на тендере компанию «Сапран», оставив за собой функции руководства проектом. Я уверен, что без опоры на экспертизу внутренней команды такие проекты вести очень сложно. Возможно, кто-то считает иначе, но опираясь на практический опыт могу судить, что роль внутренней команды в успехе всего мероприятия чрезвычайно высока. Мы намерены серьезно развивать собственную экспертизу, в том числе и в области поддержки приложений.

Руководство компании хорошо понимает, что инвестиции в информационные технологии служат ключевым условием для конкурентоспособности бизнеса, поэтому наши инициативы по развитию ИТ-команды находят поддержку в компании.

Продуктивный старт планируется с января 2018-го. Параллельной эксплуатации на переходный период не планируется: старую систему отключим и начнем работать в новой. Возможно, какие-то процессы и придется продолжить вести в старой ERP, но мы постараемся, чтобы это было в минимальной степени.

PC Week: За счет чего и когда окупится это внедрение?

С. П.: надо понимать, что любые оценки сроков окупаемости в этой области достаточно условны. Считать можно по-разному. Каковы будут результаты на самом деле, покажет жизнь. Решение о смене платформы было скорее стратегическим. Оно вызвано ограничениями, которые у нас были в нынешней ИТ-архитектуре. Естественно, у нас есть большие ожидания, что со временем инвестиции в новое решение будут приносить плоды, материально выражающиеся в большей эффективности, снижении издержек, лучшем уровне сервиса и др. С помощью системы мы должны получить возможность обслуживать больше клиентов и поддерживать больший пассажиропоток без увеличения численности персонала. Мы также рассчитываем значительно глубже автоматизировать информационный обмен с авиакомпаниями. Последнее, но не менее важное: мы хотим иметь более оперативную и четкую картину того, что происходит в плане затрат, прибыльности направлений бизнеса для более оперативного принятия решений.

Инициатив много, авиакомпании приходят с новыми проектами, с новыми типами самолетов, на новые направления. Нам нужно уметь быстро моделировать разные сценарии и анализировать принимаемые решения, чтобы хорошо понимать и ориентироваться, что для нас выгодно, а что нет.

PC Week: Вы умеете считать себестоимость своих услуг?

С. П.: В нашем бизнесе довольно важно контролировать себестоимость продукта. Всё зависит еще и от степени точности, с которой вы можете это делать. Конечная цена наших услуг сравнительно невелика, и их производство у нас поставлено на поток. Самолеты могут прибывать с интервалом всего в несколько минут и каждому надо подать трап, подключить воду и электричество, забрать мусор и т. д и т. п. Поскольку услуг много, цены на них зачастую регулируются государством, контролировать себестоимость их производства очень важно. Мы хотим знать, сколько времени и денег у нас ушло на обслуживание данного воздушного судна с точностью до минуты и до рубля, но пока это скорее наша отдаленная цель.

PC Week: Над ней сейчас многие работают, используя RFID и другие типы датчиков, интегрируя АСУТП с вышестоящими системами. А что делаете вы?

С. П.: Мы уже неплохо продвинулись в этом направлении. АСУТП аэропорта интегрирована с вышестоящими учетными системами: счета за услуги выставляются автоматически на основании данных системы, учитывающей полеты. Все услуги, которые оказываются на перроне, на взлетно-посадочной полосе, фиксируются на персоналом на мобильных устройствах, поступают в АСУТП, а потом — в ERP-систему. Однако и здесь многое может быть улучшено еще и еще. В том числе это касается планирования процессов. Немалая часть себестоимости у нас приходится на кадры, потому что аэропорт — это несколько тысяч сотрудников, очень большой контингент с сезонностью работы, определенной текучестью, так что здесь нужно очень тщательно планировать.

PC Week: По определению ERP — это планирование корпоративных ресурсов. Но именно планирования ресурсов я обычно не наблюдаю во внедрениях ERP. Я наблюдаю учет, который, например, стал лучше, чем был. Просто потому, что люди наконец все данные слили в одну базу. Наверное, Пулково такой этап прошло давно, когда еще внедряли Navision. Как у вас обстоит дело с планированием? Надеетесь ли вы, что SAP поможет вам улучшить эту работу? Но ведь для этого надо сильно перестраивать процессы, не так ли?

С. П.: У нас еще и с учетом есть чем заняться, поэтому мы и внедряем SAP. Что касается процессов планирования — это, видимо, наши следующие горизонты.

Уже сегодня у нас используются серьезные программные решения для прогнозирования и планирования бизнеса. В дальнейшем мы будем интегрировать их работу с ERP-системой.

PC Week: Если есть с чем повозиться в сфере учета, значит, стоит вопрос оптимизации бизнес-процессов. Вы будете SAP под себя настраивать или себя «править» под SAP?

С. П.: Однозначно — мы исходим прежде всего из своих потребностей. Система не самоцель и не догма, это инструмент для решения наших задач. Только так и никак иначе. Должен сказать, что в целом у нас не сильно много конфликтов такого рода — стандартные возможности системы нас устраивают в большинстве случаев. Это отчасти объясняет наш подход к управлению проектом внедрения: мы весьма критически относимся к своим процессам и там, где можно обойтись стандартными решениями, которые в SAP есть, стараемся использовать их в качестве основы, не усложняя без надобности реализацию всей системы. Но даже при таком подходе зачастую находятся возможности упрощения и изменения процессов как внутри компании, так и при взаимодействии с поставщиками.

Перспективным направлением на будущее для нас является развитие аналитических систем на базе решения SAP Business Objects, которое мы использовали раньше, и внедрение SAP BW. Сейчас мы собираемся переделывать нашу аналитическую отчетность, поскольку появляются новые источники данных. Это следующий этап: как только будет готова учетная часть, активно возьмемся за аналитическую.

За прошлый год Пулково принял около 13,5 млн. пассажиров, а 2017 г. планируем превысить отметку в 15 млн. Это будет отличным результатом, в достижении которого значительную роль повседневно играют информационные технологии.

PC Week: Спасибо за беседу.