РЖД, как всякая крупная системообразующая компания, активно занимается автоматизацией внутренних процессов, выстраивает собственную систему ИТ-поддержки бизнеса в целом и внедряет самые передовые технологии. Обо всем этом нам рассказал директор по информационным технологиям ОАО РЖД Евгений Чаркин.

PC Week: Каковы сегодня основные акценты и особенности использования ИТ в РЖД?

Евгений Чаркин: ИТ сегодня являются ключевым элементом эффективности функционирования большинства бизнес-процессов. Если говорить об особенностях работы РЖД, то необходимо, прежде всего, отметить ее масштабы. Речь идет не только об офисных работниках — огромное количество сотрудников РЖД каждый день трудятся «в полях», при этом от результатов их работы в большой степени зависит эффективность компании в целом. Поэтому даже казалось бы чисто «офисное» ПО, ориентированное на универсальные процессы менеджмента в компании (каким, например, считается общекорпоративная система документооборота), в нашем случае должно присутствовать на многочисленных мобильных устройствах как линейного, так и руководящего персонала. Если в качестве примера приводить тот же документооборот, то с технической точки зрения его внедрение в такой конфигурации уже представляет собой более сложную задачу, хотя цели при этом остаются прежними. Решение этой задачи дает нам повышение качества бизнес-процессов и рост эффективности управления.

Надо сказать, что возрастание роли «внеофисной» среды в достижении указанных целей сейчас ощущается и через рост значимости технологии Интернета вещей, внедрением которой мы активно занимаемся.

Говоря об автоматизации внутренних бизнес-процессов, мы имеем в виду многие практически обязательные для крупной современной компании ИТ-системы, обеспечивающие своего рода «гигиену» бизнеса, которая в условиях постоянного использования гарантирует его здоровое функционирование. Хотя и здесь вполне могут быть скрыты резервы для повышения конкурентоспособности. В полной мере обеспечение конкурентных преимуществ проявляется через информационную поддержку работы с клиентами. Сейчас индивидуальный потребитель избалован качеством ИТ в быту. Железнодорожный транспорт в состоянии предложить пассажиру такую поездку, в которой он ни на минуту не почувствует себя лишенным большинства привычных ему повседневных сервисов. Если пассажир уверен в том, что прибудет в пункт назначения точно вовремя, а заказ билетов тоже станет для него вполне привычной и необременительной процедурой, осуществляемой с помощью тех же ИТ-систем, то вероятность того, что он для своей поездки воспользуется именно железной дорогой, будет высокой.

PC Week: Среди основных задач вы упомянули и своего рода классическую внутреннюю автоматизацию, и современные тенденции, близкие к Интернету вещей, и то, что принято называть ИТ-поддержкой клиенториентированного бизнеса. Сегодня многие крупные компании и государственные структуры пытаются решать эти задачи в совокупности с помощью так называемых цифровых платформ. Что данный термин означает для вас?

Е. Ч.: Цифровая платформа представляет собой единое информационное пространство, которое объединяет все элементы деятельности организации. Это и внутренняя автоматизация, включая все более широкое использование идеологии IoT, и автоматизация взаимодействия с клиентами и партнерами по бизнесу, и электронный документооборот. Конечно, в данном случае платформа должна обеспечивать возможность сбора и интеграции данных из разных источников в режиме реального времени, а также анализа электронной информации и обработки больших данных.

С другой стороны, и на это мне хочется обратить особое внимание, цифровая платформа, равно как и цифровая экономика вообще — это новая корпоративная культура. За этим должна стоять достаточно глубокая перестройка корпоративной культуры, ключевые процессы требуют изменений: они должны стать удобнее для клиентов и быть полностью адаптированы под цифровую экономику. Эта работа представляется гораздо более сложной, чем решение технических вопросов внедрения ИТ-систем.

Вторая не менее серьезная проблема — это кадровый потенциал. Прежде всего, нам нужны люди, которые представляют себе не только сегодняшние возможности, но и хорошо видят сценарии использования цифровых решений в перспективе. И наконец, мы должны очень серьезно прорабатывать вопросы борьбы с информационными угрозами, поскольку новые технологии (IoT в данном случае прекрасный пример) всегда несут новые угрозы.

PC Week: Реализация технологии Интернета вещей, про которую сейчас так много говорят, в очень сильной степени зависит от отраслевых особенностей бизнеса. Что она значит для вас?

Е. Ч.: Сейчас очень популярна тема «умных», или самоуправляемых, автомобилей. Это становится возможным благодаря установке на них множества датчиков и передачи собираемой с них информации по беспроводным каналам. Авиаторы часто и вполне обоснованно демонстрируют свои достижения в сфере использования той или иной собираемой в автоматическом режиме информации на борту воздушного судна и передачи этих сигналов на землю. О железнодорожном транспорте в этом контексте говорят куда реже, но тенденции технического оснащения подвижного состава здесь абсолютно те же. И сегодняшние достижения у нас тоже уж точно не скромнее. На современном локомотиве с огромного числа датчиков каждую секунду собирается очень значительный объем информации, касающейся его текущего технического состояния. Скоростные пассажирские поезда оборудуются специальными датчиками и видеокамерами с помощью которых по пути их следования фиксируется состояние железнодорожной инфраструктуры. С точки зрения бизнес-задач мы в данном случае движемся к технологиям обслуживания оборудования по состоянию, и это касается как подвижного состава, так и нашей технической инфраструктуры. Такая технология экономически выгоднее, чем общепринятая на сегодня система планового обслуживания. Многое на этом пути уже сделано, многое еще предстоит внедрить.

PC Week: Насколько общие идеи создания цифровой платформы и особенности этого решения, о которых мы говорили выше, используются или планируются к использованию в РЖД?

Е. Ч.: Наша основная задача состоит в том, чтобы построить интегрированную платформу, объединяющую все направления автоматизации, в компании. Для обработки данных, поступающих с локомотивов, мы планируем построить центр аналитики, куда бы стекалась информация с борта и где ее можно было бы целенаправленно анализировать с применением мощных и алгоритмически сложных инструментов. Такое практическое воплощение технологии Big Data выгодно нам как эксплуатанту локомотивов. Это выгодно и производителям, так как на основе получаемой информации они могут совершенствовать продукцию в нужном направлении. В этом плане мы тесно сотрудничаем со всеми ведущими производителями подвижного состава.

Второй слой платформы — это управление разнообразной инфраструктурой, включая железнодорожные пути, технические средства управления движением, энергетическое хозяйство. Информация об их текущем состоянии, стекается в центр аналитики, и ее обработка направлена на составление наиболее точного и достоверного прогноза отказов оборудования, иными словами, на техническое обслуживание оборудования по состоянию. Работа эта достаточно длительная и кропотливая. Она требует множества итераций, тщательного анализа информации и пошагового совершенствования бизнес-процессов на каждой из них. Но именно так мы учимся грамотно прогнозировать отказы и оптимизировать бизнес.

Третий слой платформы — это все то, что связано с клиентами. Наша задача состоит в том, чтобы сделать услуги более таргетированными.

PC Week: ИТ-сервисы столь крупной компании, какой является РЖД, по определению должны развиваться в контексте тех или иных концепций и долгосрочных программ, предлагаемых со стороны государственных или муниципальных органов. Насколько вам необходимо встраиваться в подобные инициативы?

Е. Ч.: Компания РЖД и все ее ИТ-сервисы не могут развиваться обособленно от подобных инициатив. РЖД — системообразующая компания, и на нас лежит, в том числе, известная доля ответственности за активную организацию данных программ. В этом смысле нам, скажем, небезразлично, какова зрелость внедрения ИТ в смежной с бизнесом РЖД среде, насколько там есть понимание необходимости работать с Big Data, использовать преимущества IoT для тех или иных целей и т. д. Если речь, например, идет о реализации идей Smart City в крупном российском мегаполисе, то такое понимание есть, и тогда развивать взаимовыгодные проекты (в том числе в сфере ИТ) гораздо легче.

Но инициатива в сфере конкретных ИТ-разработок должна находиться в руках компании РЖД. Это, в частности, касается разработок, появившихся в связи с развитием Московского центрального кольца, во многом изменившем транспортную систему столицы. Также хороший пример в этом плане электронная торговая площадка грузовых перевозок. Во всех подобных сценариях формируется большая ИТ- и бизнес-экосистема, развитием которой занимаются разные компании. Но роль РЖД в них, очевидно, ведущая.

PC Week: Во всем мире не так уж много крупных национальных операторов железнодорожных перевозок, и в такой ситуации вполне возможно тесное международное сотрудничество на отраслевом уровне. Насколько это важно для РЖД?

Е. Ч.: Такое сотрудничество ведется по различным направлениям деятельности, в том числе и в сфере ИТ. Мы в нем активно участвуем, и авторитет РЖД в этой совместной работе весьма велик. Ведь не надо забывать, что автоматизация определенных направлений эксплуатации железнодорожного транспорта еще с советских времен была на высоком уровне. Масштабы нашей страны, равно как и традиционная значимость железных дорог для экономики России диктуют необходимость иметь и продолжать вести уникальные разработки, в том числе в области ИТ. Технологическое лидерство в сообществе аналогичных РЖД национальных операторов железнодорожного транспорта мы намерены удерживать, это целенаправленная политика холдинга.

Я являюсь сопредседателем платформы Международного союза железных дорог по цифровым технологиям. Мы имеем не только достаточно возможностей глубоко изучать опыт ведения бизнеса в других странах, но и рычаги влияния на повестку совместного обсуждения проблем. Более того, ориентация наших продуктов и технологий на экспорт является для нас крайне важной.

Конечно, многие направления они начали осваивать раньше нас, это, например, касается, клиентского сервиса, в организации которого сейчас ключевую роль играют информационные технологии. Однако даже в сфере автоматизации клиентского сервиса у РЖД есть уникальные наработки, которые, я уверен, будут развиваться и далее. При этом движение к формированию современного клиенториентированного бизнеса является стратегическим направлением для РЖД.

PC Week: Спасибо за беседу.